Новый учебный год наступил и, невзирая на дебаты в Думе и в соцсетях, учителя уже начали задавать «домашку». Медицинский психолог Надежда Тальникова из женской консультации № 1 Новокузнецкой городской клинической больницы № 29 имени А. А. Луцика рассказала kuzbass.aif.ru, нужно ли делать с ребёнком уроки и можно ли выполнять задания за него.
Сам или с мамой?
Нужно ли делать уроки с ребёнком? «Дети настолько разные, что невозможно ответить однозначно», — говорит Надежда Тальникова. Она советует понаблюдать за школьником и принять решение, как действовать. Если он говорит: «Я сам», — это ещё не повод выдохнуть и отступиться.
«Для одних нужно доброе слово, с другими нужно разобрать суть задания, третьим требуется полное участие старшего. Не обязательно сидеть рядом с ним за столом, можно продолжать выполнять домашние дела, находясь в одной комнате», — советует специалист.
Иногда бывает, что школьник требует непосредственного участия родителя в выполнении домашнего задания. Психолог рекомендует разобраться, в чём именно ребёнок нуждается на самом деле. Может быть, он боится сделать ошибку или ему трудно начать. А может, просто хочется сделать быстрее и пойти гулять.
Иногда причина в самой задаче: она может быть попросту не по силам школьнику. По этому поводу собеседница вспоминает, как однажды зашла в гости к приятельнице, а та вся в пластилине: делает уроки по географии — модель Земли в заданных пропорциях. Все расчёты провела — осталось воплотить. «Вот мне интересно, сколько человек из класса выполнили это. Считаю, подобные задания должны быть по желанию, а не обязательными для всех», — говорит психолог.
«Примерно к пятому классу дети уже могут выполнять домашние задания полностью самостоятельно. Впрочем бывает, и до 6−7 класса делают домашку с родителями. Переход на самостоятельное выполнение очень индивидуален и во многом зависит и не только от ребёнка, но и от личных особенностей родителей и даже учителя, — считает Надежда Тальникова. — Если ребёнок очень зависим от родителя, не может делать уроки самостоятельно, учение даётся ему с трудом, он тратит много времени и сил на подготовку, а успеваемость низкая, то следует незамедлительно обращаться к специалистам — классному руководителю, психологу, логопеду, дефектологу. Возможно, потребуется прохождение психолого-медико-педагогической комиссии. Не стоит опасаться диагноза, тем более что некоторые из них впоследствии снимаются. Учитель сможет скорректировать процесс обучения, а ребёнок — продолжить учиться зачастую в той же школе».
Как не наорать?
Многие родители — уставшие после рабочего дня или просто не в настроении, а родное чадо не может решить, сколько будет два плюс три. Как не сорваться на крик?
«Во-первых, обучите себя и ребёнка методам саморегуляции. Например, дыхательные упражнения позволяют быстро справиться с накатившей эмоцией. Во-вторых, приложите все усилия, чтобы понять суть создавшейся проблемы. Желательно не с позиции “это он не может…”, а с позиции: “что я по этому поводу думаю, что чувствую, что вследствие этого сделаю в следующий раз иначе”. Очевидно: если повторять день ото дня одно и то же, результат не изменится», — рекомендует психолог.
Иногда возникает желание выполнить задание за ребёнка, особенно когда нет времени или уже поздно. Оказывается, так делают 56% родителей в России (согласно исследованию проекта «Mail.ru Дети»).
«Приложите усилия к тому, чтобы ребёнок всё-таки сделал задание сам, хотя бы как может, — настаивает Надежда Тальникова. — В таком случае ученик будет знать, что хоть ему и помогал взрослый, всё равно какую-то часть он делал сам, что он к этому сопричастен. Мы показываем пример честности».
В заключении эксперт напомнила, что адаптироваться к школьному режиму и требованиям предстоит всем членам семьи. «Соблюдение режима дня с полноценным сном, разумными нагрузками, промежутками на отдых, разнообразным питанием и обязательными прогулками — это залог поддержания здоровой нервной системы, которая необходима всем. И родителям тоже!» — напомнила психолог.