27 сентября в России празднуется День воспитателя и всех дошкольных работников. Это одна из самых важных профессий, поскольку на ней лежит большая ответственность. Оксана Денеко отработала воспитателем 13 лет, сейчас она — старший воспитатель кемеровского детского сада № 116, которому в этом году исполнится 50 лет. Сама дважды мама, она рассказывает kuzbass.aif.ru, как научиться слышать детей.
Разный индивидуальный подход.
Анна Городкова, kuzbass.aif.ru: Оксана, от воспитателя зависит очень многое — он почти как вторая семья после родителей. Какими нужно воспитывать детей?
Оксана Денеко: Если обратиться к определению, «воспитание — деятельность, направленная на развитие личности», поэтому воспитатель в первую очередь должен обеспечить ребёнку насыщенное, познавательное, безопасное пространство для развития.
Когда ребёнок ходит в детский сад как в волшебную страну, в которой каждый день его ждут удивительные открытия и чудеса, то воспитывать его не надо. Он сам понимает, что если не убрать игрушки, то не будет места для увлекательной игры. А если шуметь и разговаривать во время занятий, то можно не услышать чего-то нового и интересного. У детей надо формировать правильный, здоровый образ жизни, не только физический, но и моральный, духовный.
Однажды пару лет назад в старших группах я проводила проект «Земля»: давала попробовать детям смесь, похожую на почву, из печенья и шоколада и говорила, что когда-то земля была вкусной. На логичный детский вопрос: «Почему мы не едим землю сейчас?» объясняла, что она очень загрязнена и нужно прекратить мусорить. После этого дети сразу начали следить, чтобы мусор попадал строго в урну.
— Многие современные матери жалуются на то, что в группе по 20−25 детей и индивидуального подхода к ребёнку нет. Возможен и нужен ли он в детских садах?
— Индивидуальный подход в образовании — это организация воспитательно-образовательного процесса на основе всестороннего учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Чтобы выявить эти особенности, два раза в год в любом детском саду проводят мониторинг и на его основе составляют маршрут развития ребёнка. Этому маршруту воспитатели следуют весь учебный год.
Но лично для меня индивидуальный подход — это когда воспитатель знает, какие слова нужны ребёнку в конкретной ситуации, когда ему требуется помощь, а когда он сможет справиться сам, знает, что ему нравится или что его мотивирует.
Ребёнок не враг, с которым надо бороться.
— Задача воспитателя в том числе увидеть уникальность детей и попытаться её развить. Как это сделать дома и не проглядеть будущего художника или танцора?
— Ответ очень прост: любите детей, а не себя в детях. Просто любите. Не навязывайте свою волю, вкусы и увлечения. Если вы хотели стать художником, то и 70 лет не поздно начать рисовать.
Если вы видите, что мальчик с удовольствием помогает вам на кухне замешивать тесто, а девочка с упоением строит из всех подручных средств дворцы и замки, то не заставляйте детей ходить на бальные танцы и секции бокса. Вполне возможно, что из мальчика вырастет великий кондитер, а из девочки — новый Антонио Гауди. Позвольте детям самим выбирать увлечения по душе и наблюдайте — так вы не пропустите момент проявления таланта. Вам останется только развить его.
— Как родителям найти подход к ребёнку, когда кажется, что он совсем не понимает маму и папу?
— Родителям всегда стоит помнить, что их ребёнок — это не чужой человек и не враг, с которым надо бороться. Помнить, что они уже были детьми, а вот дети взрослыми — ни разу. Если в доме царит спокойная, доверительная обстановка, если мама и папа всегда готовы прийти на помощь ребёнку, то в сложной ситуации его первой мыслью будет: «Надо позвонить родителям», а не: «Родители меня убьют!».
Чтобы научиться слышать детей, надо просто их слушать. Отбросить хоть на минуту свои взрослые дела и полностью вникнуть в дела ребёнка. Все детские капризы и истерики (да и взрослые тоже) — это завуалированная просьба о внимании. Но если взрослые могут выразить словами свои чувства, то дети нет. Поэтому разговаривайте с детьми, копайте, ищите первопричину, и будет вам счастье.
Детский сад и коллектив необходим.
— У знакомой ребёнок категорически отказался ходить в сад из-за того, что его там заставляют спать, есть и ходить на горшок по часам. Нормальна ли подобная реакция? Всем ли детям нужен детский сад?
— Такая реакция возникает практически у каждого ребёнка, ведь дома совсем другой уклад жизни, дома ребёнок — царь и бог, чьи пожелания выполняются до того, как он их озвучил. В детском саду вся деятельность направлена на сохранение и укрепление здоровья детей. Естественно, что дети этого не понимают.
Многие родители недоумевают, почему ребёнок на ровном месте начинает капризничать и всё делать как будто назло. Просто малыши не чувствуют, что их нервная система нуждается в покое и отдыхе. Время сна, как и время приёма пищи, прогулки, занятий, строго высчитаны в соответствии с СанПиНом, а не взяты из головы. Подчинение этим правилам и есть первая ступень воспитания. Если ребёнок здоров и не нуждается в постоянном медицинском контроле, то ему просто необходим детский сад и детский коллектив. Только там он сможет социализироваться как личность, осознать себя и свои силы, научиться взаимодействовать со сверстниками и выстраивать личные границы.
— В кузбасских соцсетях периодически появляются записи, как подростки издеваются над животными или устраивают драки. Почему дети становятся жестокими?
— Одни, слабые, таким образом пытаются повысить самооценку и уверенность в себе. Другие, наоборот, чувствуют свою силу и вседозволенность. Третьи мстят. Четвертые не умеют выражать свою боль и выплескивают её через причинение боли другим. Пятые ради любопытства.
Проблема недолюбленных детей — это совокупность многих проблем. И родителей, и учителей, и самих детей, и, конечно, общества. Основная часть вины лежит на родителях. Не уследили, не уберегли от дурного влияния, не поговорили, не поддержали вовремя. Но… когда? Родителям некогда. Школа не авторитет. Общество давит про самовыражение и осознание себя как уникальной личности. Чтобы подростку получить так необходимое ему внимание через что-то доброе и хорошее, времени уйдёт много. Гораздо проще сделать плохое.