Сергей Никоненко решил стать артистом в 13 лет. Видимо, сказалась театральная атмосфера, которой он был окружен: до главных театров страны Никоненко мог дойти пешком за 5−10 минут. Ребенку, который рос в самом сердце Москвы, в качестве первого педагога по актерскому мастерству досталась легендарная Народная артистка РСФСР Анна Баршег — актриса первой студии МХАТ, ученица Станиславского и Вахтангова.
Но не только счастливые обстоятельства, но и огромный талант и работоспособность привели к тому, что Сергей Никоненко сумел добиться успеха на актерском поприще: сыграл 330 ролей и до сих пор ездит не менее чем на 50 гастролей в год. На прошлой неделе Сергей Никоненко приехал с гастролями в Самару. В эфире радио «КП-Самара» актер откровенно рассказал про карьеру артиста и «звездных» друзей.
«Никогда не откажусь от роли по Островскому».
Актер всегда с удовольствием играет в пьесах по Николаю Островскому, считает его не только невероятно талантливым, но и всегда актуальным автором. Снимаясь в фильме «Дикарка» в 2000 году, Сергей Никоненко с удивлением нашел в авторском тексте слово «перестройка»:
— Читаю: «плохо идут у нас реформы, не получается перестройка!» Думаю: «Не может быть, явно дописали», но беру с полки томик Островского и точно: так и написано в 1877 году! Это одна из причин, почему никогда не откажусь от роли по Островскому!
Куда пропала буква «В».
Сергей Никоненко, рассказал, что в деревне Слепцово Смоленской области, откуда берет корни его семья, предки носили фамилию Никоненковы. Но, со временем родовое имя стало короче на одну букву. И хотя сам актер вырос уже на Арбате, он любит рассказывать о местах, где жили его деды:
— Там Днепр можно перепрыгнуть. Это самый исток великой реки, в наших краях это всего лишь большой ручей. И представьте, что из этих краев мои родители перебрались в Москву и мой отец, попав в 1913 году в огромный город, устроился на фабрику электрокартин, предвестника кинематографа. Отец на тележке развозил первые пленки по первым кинотеатрам. Вчерашний крестьянин с четырьмя классами образования постоянно ходил в театры, научился водить автомобиль.
Когда я подал документы в театральные вузы, мне больше всего хотелось попасть в Щукинское училище, потому что до него от моего дома было 10 минут ходьбы. Отец был дружен с актрисой Анной Орочко, которая сидела в приемной комиссии. Но, на мою просьбу попросить ее о содействии, я услышал лишь: «Стыд какой! Если ты талантлив — тебя возьмут. Если нет, то нечего тебе делать в этой профессии!».
«Если кто-то из детей захочет пойти в актеры — буду отговаривать».
Никоненко в результате стал киноактером, предпочтя голубой экран традиционной сцене.
— Я очень хотел быть театральным актером, я вырос рядом с театром Вахтангова, но меня не приняли в театральный вуз. Зато меня взяли во ВГИК в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой и кино сразу закружило. Я много и удовольствием снимался у самых замечательных режиссеров, хотя тоска по сцене время от времени давала о себе знать.
В кино у нас нет главного партнера — зрителя. Энергию зала очень хорошо чувствуешь, даже если там стоит полная тишина. Поэтому я всегда с радостью соглашаюсь играть в антрепризах.
При этом Никоненко не устает повторять, что никому из детей не желает пойти по его стопам:
— Если кто-то из детей захочет пойти в актеры — буду отговаривать и даже буду обещать очень дорогие подарки за отказ от этой идеи. И только если против моей воли человек будет наставать — соглашусь, потому что пойму, что в нем есть что-то, что поможет пройти через все сложности профессии.
Гости арбатской квартиры.
Семья Никоненко жила пусть в коммуналке, зато в самом сердце столицы. Сюда приходили погостить, а порой и пожить легендарные личности:
— Когда Шукшин закончил учиться и его попросили из студенческого общежития, он какое-то время ночевал на вокзалах, а когда я разрешил ему лечь спать в нашем шестиметровом чулане, он был просто счастлив. Никита Михалков, уйдя от первой жены Анастасии Вертинской попросился переночевать пару раз, а прожил восемь месяцев, ко мне ходили Леонид Филатов, Гена Матвеев, Татьяна Сидоренко. Я им нажарю сковороду картошки, а мыть ее и не надо, так чисто ее вычищали гости.
За фильм «Классик» подарили стол.
Многие образы, созданные в кино, поклонники воспринимали как черты реальной личности Никоненко. После удачной роли в фильме «Классик» ему подарили огромный биллиардный стол.
— Пришлось строить к нему домик. Просто некуда было иначе поставить.
Сейчас главный мастер игры на бильярде — внук артиста, у которого не только глаз острее и рука крепче, но и необыкновенно аналитический ум. Сергей Никоненко с гордостью рассказывает, что внук может часами сидеть над сложными книгами и надеется, что семья Никоненко оставит след и в истории развития науки.