Воспитать сына «по-советски»: пробуем педагогические методики СССР на современном второкласснике

Журналист «КП» попробовала педагогические методики СССР на второкласснике.

Источник: Комсомольская правда

«Нынешние дети грубят, ленятся и все делают неправильно», — осуждающе качают головой бабушки. В их время такого не было. Действительно, кажется, будто в советские времена школьники любили учиться, трудиться, помогали младшим и слушались старших. А все потому, что воспитывались по правилам.

Может, эти правила и сейчас помогут? Журналист «Комсомолки» испытала на сыне-второкласснике методики воспитания из советских книг и журналов. А практикующий психолог, региональный руководитель и действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги Елена Тюрина прокомментировала эти усилия и назвала плюсы и минусы каждого из методов.

ПРАВИЛО № 1 «Больше секций и кружков».

Мне с детства внушали, что я всегда должна быть чем-то занята. Пела в хоре, танцевала, играла в школьном театре, ходила в спортивные секции и на кружок домоводства. Не все было по душе, но родители не давали поблажки.

Записываю сына на шахматы и борьбу — посещать кружки ему придется каждый день.

— Не хочу сегодня на шахматы! — заныл Саша уже через неделю.

Стенания продолжались месяц. Потом сын втянулся. Увидел прогресс и вдохновился еще больше. В школе учитель обратила внимание, что с логикой у Саши стало лучше.

Идти на борьбу сын боялся. Но после первой же тренировки будто вырос на две головы.

— Мам, посмотри, какие у меня мышцы! — с восторгом продемонстрировал он тоненькую ручку. Похоже, истерик по поводу тренировок у нас не будет.

Комментарий психолога: «Чем больше ребенок попробует, тем лучше будет знать, что ему нравится. Но если родители выбирают кружки лишь по своему усмотрению, ребенок, возможно, так и не узнает, что же ему на самом деле интересно. Так что главная задача родителя — помочь выбрать и поддерживать этот интерес».

Плюсы метода:

+ всевозможные секции и занятия полезны для развития мозга;

+ занятия тем, что интересно ребенку, учат ставить цели и достигать их;

+ достижения через не могу показывают, что выход есть всегда, главное — не сдаваться.

Минусы:

— ребенок разбрасывается, сложно углубиться во что-то одно;

— от постоянной занятости накапливается усталость, трудно сосредоточиться;

— взрослые легко могут забыть, что ребенок не обязан любить то, что нравится им;

— нелюбимое занятие способно привести к нервным расстройствам.

ПРАВИЛО № 2 «Отцовский ремень — лучший учитель».

Захожу домой: все в какой-то пене, даже кошка.

— Я рисовал, и она сама в краску залезла. Хотел ее помыть, — опускает глаза в пол сын.

Приглядываюсь к кошке и понимаю, что чего-то не хватает… Где усы?!

Ребенок в панике — пришел час расплаты. Так и хочется чем-нибудь стукнуть маленького хулигана! Вдох, выдох. Успокаиваюсь. Садимся разговаривать: что такое хорошо, что такое плохо.

Комментарий психолога: «Использовать физическое наказание в воспитательных целях не выход. Для ребенка родители — опора и безопасность, а дом — крепость. Взяв ремень в руки, родители расписываются в своей слабости, а не в силе. Учить можно и нужно иначе».

Плюсы:

+ родители отводят душу;

+ возможно, после наказания ребенок поостережется делать что-то плохое.

Минусы:

— дитя усвоит: кто сильнее, тот и прав, можно обижать слабых;

— привыкнет страдать и станет мириться с ролью жертвы даже во взрослой жизни.

ПРАВИЛО № 3 «Строгий режим».

Советские дети жили по строгому распорядку дня. Попробуем и мы.

— Подъем! Семь утра, пора делать зарядку!

— Воскресенье, дай поспать! — сын пытается спрятаться под одеяло. Включаю ритмичную музыку. Затея Саше определенно не нравится.

Весь день сын пытается выбиться из режима. К концу дня нервничают уже все. Зато Саша успел убраться в комнате, сделать домашку на два дня вперед, а к вечеру буквально валится с ног и без возражений идет спать в 10 вечера. Думаю, если подъем и отбой будут в одно и то же время, биологические часы сони перестроятся и станет проще. Но все же оставлю в режиме дня только подъем, отбой, приемы пищи, прогулку, уроки и домашние дела. Остальное время пусть планирует сам.

Комментарий психолога: «Жесткий график не очень полезен, но и надеяться, что ребенок сам сможет делать все вовремя, не стоит. Надо найти золотую середину. Составить основу режима дня, учитывая возраст ребенка, его интересы и качества, которые вы хотите в нем развить. И помните: научить ответственности можно только при наличии выбора».

Плюсы:

+ постоянство и предсказуемость помогают снизить уровень стресса, формируют у детей чувство безопасности и стабильности;

+ режим дня помогает воспитать хорошие привычки, развивает концентрацию, память и когнитивные навыки.

Минусы:

— у ребенка может не остаться свободного времени, а оно дает пространство для фантазии и размышлений;

— есть риск оставить слишком мало времени на отдых.

ПРАВИЛО № 4 «Все — сам!».

Уже много лет я воплощаю это на практике. В три года сын научился мыть за собой чашку и ложку, убирать игрушки. В 6 лет впервые сам приготовил легкий завтрак. С середины первого класса один ходит в школу, в магазин за продуктами. И в итоге кажется более взрослым, чем его сверстники.

Комментарий психолога: «Научить ребенка быть самостоятельным — одна из задач родителей. Но не впадайте в крайности. Гиперопека и излишняя самостоятельность одинаково вредны».

Плюсы:

+ самостоятельный ребенок может о себе позаботиться в бытовом плане;

+ он более организован и адаптивен к различным режимам;

+ без постоянного контроля взрослых активнее развивается творческое мышление.

Минусы:

— если переусердствовать, ребенок преждевременно повзрослеет;

— излишняя самостоятельность может развить ощущение одиночества и ненужности;

— ощущение одиночества может заставить ребенка искать опоры на стороне, а это грозит вредными привычками и дурной компанией.

ПРАВИЛО № 5 «Не балуй!».

Аскетизм и минимум излишеств — под таким лозунгом росли дети в СССР. Смотрю на завалы игрушек и килограммы сладостей, в которых лениво ковыряется сын. Кажется, для избалованного единственного внука любящих бабушек пришло время перемен.

— Саша, я забираю у тебя треть игрушек и планшет. Бабушкам я тоже запретила тебя баловать. Учись ценить то, что у тебя есть!

Следующие две недели ребенок дуется, устраивает истерики. Когда понимает, что ничего не выйдет, меняет тактику — решает вернуть свои сокровища примерным поведением. Увы, постепенно все возвращается на круги своя.

Комментарий психолога: «Детей можно и нужно баловать, но в меру. Чем старше ребенок становится, тем больше он должен знать ограничений в поведении».

Плюсы:

+ неизбалованный ребенок ценит то, что у него есть;

+ он умеет ждать и больше радуется, когда получает желаемое.

Минусы:

— дети, которых не балуют, не чувствуют себя любимыми и ценными, это снижает уверенность в себе;

— ребенок привыкает обходиться малым и не ставит перед собой высоких целей.