Психолог объяснила, почему не работает такая мотивация и что нельзя говорить ребенку, который учится не достаточно хорошо.
С 30 октября у школьников начинаются осенние каникулы. Некоторых учеников, завершивших четверть без плохих оценок, дома ждет приятный сюрприз — «премиальные» за хорошую учебу от родителей.
Корреспондент «МК в Новосибирске» опросил 10 семей и выяснил, что поощряют за хорошую учебу своих детей-школьников большинство из них — 8 из 10. Однако способы у всех разные — одни стимулируют ребенка денежными купюрами, другие — дарят подарки.
Выплаты и развлечения.
Так, мама 5-классницы Алины (имя изменено) Екатерина рассказала, что платит дочери по 10 рублей за пятерку каждый день. «Сумма небольшая, но за неделю набегает порядка 100 рублей. Дочери нравится», — рассказала мама девочки. А вот по итогам четверти премиальные она не платит — не видит в этом смысла.
Мама двоих детей — ученика 2 класса и ученицы 4 класса Елена рассказала, что не платит детям за оценки, но за хорошее окончание четверти обещала им веселое развлечение на каникулах. «Пойдем всей семьей в Термы мира. Им очень нравится плескаться в воде. Я считаю это не мотивацией, а поощрением за хорошую учебу. Дети старались, порадовали меня и мне тоже хочется сделать для них что-то хорошее, чтобы на каникулах они отдохнули», — пояснила мама.
Также Елена отметила, что у дочери есть своя мотивация учиться только на пятерки. «Ей нравится, что ее фото висит на доске почета. Это для нее один из стимулов. Она сама старается исправить четверки, если они есть, перед окончанием четверти. Я не требую от нее пятерок, считаю, что ничего страшного, если дочь не будет круглой отличницей. Но она сама хочет, чтобы за четверть были все пятерки и эта мотивация — когда она сама приняла решение, самая действенная», — считает Елена.
Мама двоих сыновей-младшеклассников Марина рассказала, что еще в начале учебного года договорилась с детьми, что к новому году подарит игровую приставку, если первые две четверти мальчишки закончат без троек. «Они об этом помнят и часто обсуждают. Ничего плохого в такой мотивации не вижу. Тут главное, на мой взгляд, соблюдать меру — если слишком часто обещать подарки, дети могут к этому привыкнуть и потом стараться только за вознаграждение. Поэтому “предмет вожделения” я обещаю им не скоро, чтобы период был побольше и дарю в качестве подарка на новый год или день рождения. А четверть — слишком маленький промежуток», — считает мама школьников.
Деньги уже не радуют.
Мама 15-летнего ученика Данила (имя изменено) Наталья вспоминает, что раньше сыну давала по 5 тысяч рублей за законченную на отлично четверть. Эта система поощрения «работала» с 6 по 9 класс, а потом перестала.
«С 14 лет сын сам научился зарабатывать на карманные расходы. Если нужны деньги — идет раздавать листовки или выигрывает в онлайн-турнирах по шахматам. На карманные расходы ему хватает. А раньше всегда радовался родительской выплате 5000 рублей. Копил деньги и потом купил себе ноутбук, а мне телефон с призового фонда подарил на день рождения», — рассказала Наталья.
Также мама школьника отметила, что сейчас сын перевелся в лицей и впервые закончит четверть скорее всего с несколькими четверками. «Учиться стало сложнее говорит и по старой школе тоскует — там друзья остались. Но я думаю, что у него еще и свои интересы появились, учеба стала интересовать меньше. Мотивация сейчас — поступить в хороший вуз, но тут он сам уже если захочет, то будет учиться, а 5 тысяч уже не помогут», — считает Наталья.
Плата не за оценки.
Еще одна мать двоих учеников — 3 и 7 класса, Мария, призналась, что за хорошие оценки детей никак не поощряет. «Они и так учатся хорошо», -отмечает она. Но вопреки сложившейся традиции младшему ребенку, сыну Артему (имя изменено) на в честь окончания первой четверти решила подарить лего-конструктор «Звездные войны».
«Просто четверть для него сложной была, в новую школу перевела и плюс он еще заболел, потом наверстывал пропущенное. В итоге закончил четверть хорошо — две четверки, остальные пятерки. Просто хочу его порадовать и поблагодарить что ли, что этот сложный этап он преодолел без потерь в оценках», — отметила Мария.
Также мама школьников рассказала, что дома у них существует другая мотивация — 100 рублей за найденную вещь.
«Часто бывает не могу что-то найти по дому. Прошу мне помочь посмотреть в шкафу, под кроватью, в своей комнате и вижу, что делают это для вида. Но как только говорю: “100 рублей тому, кто первым найдет”, то сразу дети начинают искать по-настоящему и через 10−15 минут приносят мне затерявшуюся вещь», — рассказала женщина.
Надо ли платить за оценки — мнение психолога.
Психотерапевт Татьяна Ефанова считает, что «родительские выплаты» за оценки, действительно, могут мотивировать ребенка учиться лучше. Но рано или поздно эта система может обернуться против родителей.
«Беда в том, что запросы у детей растут — сегодня ребенок на 100 рублей согласился, а потом ему надо уже больше. И может наступить момент, когда сын или дочь заявит: не купите мне iPhone 14 — учиться вообще не буду».
Товарно-денежным отношениям, по мнению специалиста, вообще не место в семье.
«Дети же нам не платят за то, что мы им готовим, стираем, убираем и так далее. Это входит семейный кодекс родителей — обеспечить ребенка всем необходимым, чтобы он мог учиться, получат навыки, которые необходимы во взрослой жизни».
Более правильной мотивацией психотерапевт считает совместные мероприятия. Например, если ребенок хорошо закончил четверть, пообещать поездку на каникулах куда-то или вместе сходить в кино, кафе, развлекательный центр.
«По большому счету хорошо учиться — это обязанность ребенка. Лучше показывать ему преимущества тех детей, которые учились хорошо и стали успешными», — советует специалист.
В то же время запугивать ребенка плохими примерами не стоит.
«Не надо говорить от обратного: не хочешь учиться — будешь работать дворником, например. Такая мотивация только расстраивает и унижает ребенка. Не стоит также сравнивать ребенка с кем-то, говоря, что вот сын маминой подруги (или какой-то известный человек) учился хорошо и вот чего добился, а ты учишься плохо, беда с тобой. Мотивировать надо только на хорошее и только в положительном контексте. Даже если у ребенка не получается учиться хорошо по каким то предметам, лучше не ругать его за это, а заниматься и вместе выделять те предметы, в которых он показывает успехи. Отмечайте, что он талантлив в этом направлении и он будет стараться», — дала совет психотерапевт.
Так же специалист подчеркнула, что важно формировать у ребенка представление, что учится он не ради оценок, а для себя и ради знаний.