В результате Узбекистан открыл новую страницу в истории отечественного кинематографа, сделав ставку на подготовку высококвалифицированных кадров для киноиндустрии с помощью прославленной российской школы кинематографа. Ребята, которые сегодня учатся в филиале вуза в Ташкенте, уже успешно заявляют о себе в мире кино, а помогают им в этом самые лучшие наставники. Корреспондент Podrobno.uz побывала в вузе и пообщалась со студентами.
Гранит науки
Ташкентскому филиалу ВГИК во многом повезло. Первая удача — выбор именно столицы Узбекистана для новой образовательной площадки. Здесь сложилось все: история узбекского кино, готовность развивать сферу, спрос на кадры и желание заявить о себе миру.
Вторая удача — это руководство. Не раз с языка ребят, с которыми мне удалось пообщаться, слетало: «Эльдар Юлдашев поддержал». Кстати, о встрече с ними я договорилась буквально за пару минут в разговоре по телефону именно с Эльдаром Садыковичем.
И, наконец, третья удача — великолепный педагогический состав. Здесь свои мастерские открыли Эльёр Ишмухамедов, Одельша Агишев, Улугбек Хамраев, Юсуп Разыков, Рустам Сагдуллаев, Михаил Каминский, Аюб Шахобиддинов, Рашид Маликов, Рустам Муродов, Ёлкин Туйчиев и Бобур Юлдашев.
В легендарный вуз попасть непросто, а закончить его еще сложнее, часто говорят известные ташкентские вгиковцы. И эта фраза отображает ключевой подход вуза к образованию: либо ты становишься профессионалом своего дела, или уходишь из вуза без диплома.
«Кассета», объездившая 12 стран мира
У студента третьего курса Тимура Муродова был долгий путь во ВГИК. Само поступление сюда — подарок судьбы, считает парень.
«Я несколько лет подряд пытался попасть в Государственный институт искусств и культуры. В последний раз пробовал свои силы пять лет назад. Принес даже уже готовый короткометражный фильм, но все равно не прошел конкурс. Обидно было слышать тогда, что “у вас мало актерского багажа”.
Он никогда не отчаивался и верил, что мир кинематографа — это его жизнь. Тимур с детства любил кино, в школе часто ставил праздники, даже были свои театрализованные постановки. Родился и вырос он в обычной семье в Джизаке, папа работал ошпазом, мама — швеей. Окончив школу, поехал в столицу Узбекистана, где поступил в Ташкентский колледж культуры. После этого были четыре попытки поступить в Институт культуры и искусства. В 2017 году известный режиссер Аюб Шахобиддинов открыл набор на свой платный курс, и Тимур попал к нему на учебу.
«Заявки уже не принимались, так как занятия начались. Но Аюб-ака дал мне шанс. Потом он помог мне с работой, когда я в пятый раз провалил экзамены в местный вуз. Я стал ассистентом известного художника-постановщика Акмаля Саидова в “Узбеккино”. Успел поработать в этом качестве на съемочной площадке фильма “Ибрат” Джахонгира Касымова. Там уже узнал, что открывается филиал легендарного российского вуза. Сразу решил поступать и прошел по гранту, учусь здесь бесплатно. Мы с родителями танцевали от счастья, когда это свершилось».
Он признается, что здесь его во всем и всегда поддерживают. Правда, в последнее время есть проблемы в учебе. Дело в том, что из-за популярности его фильма «Кассета», с которым он и поехал на фестиваль Кустурицы, он пропустил много занятий. А с зачетами во ВГИКе строго.
«Я ведь на занятиях практически не бываю. Вот скоро опять полечу на новый кинофестиваль», — отметил собеседник.
«Такого не может быть, чтоб вас отчислили», — сомневаясь, говорю ему я. — «Вы же гордость!».
«Это я на практике гордость, а теорию никто не отменял. Я же студент. Для нас еще важно соответствовать ожиданиям вуза. В нас ведь многие верят», — пояснил он.
Соглашаюсь с парнем и понимаю, почему он так переживает. Тимур учится в мастерской легендарных мастеров — Эльёра Ишмухамедова и Одельша Агишева. Здесь и высокая ответственность, и страх разочаровать мастеров.
Короткометражный фильм «Кассета», который принес славу парню, был снят за пять дней в рамках Ташкентского международного кинофестиваля в 2022 году. Главным героем картины стал старик, который остался совершенно один после отъезда сына в Россию на заработки. Спустя какое-то время парень женился и создал там семью. Старик обиделся, перестал общаться. Лишь кассета со старыми записями из прошлой жизни, где была жива жена, а дети были еще маленькими, остались у главного героя. Он стал смотреть ее каждый день, пока однажды кассета не испортилась. Восстановить ее помог мастер, который не только перенес видео на флешку, но и помирил отца с сыном.
В начале 2023 года СМИ пестрили заголовками, что узбекский студент победил на Международном фестивале кино и музыки «Кустендорф» Эмира Кустурицы. Его работа завоевала приз в номинации «Самый поэтичный фильм». На эту работу Кустурица обратил внимание на Asian World Film Festival (США), где фильм также попал в финал.
«Если про Кустурицу в Узбекистане знали, то о его фестивале в Сербии мало кто слышал. Он лично вышел вручить мне награду. Знаете, я рад, что стал первым из наших режиссеров, кто принял участие в этом фестивале и победил. Для меня этот день — пока самый лучший в моей жизни».
До конца года он планирует закончить работу над новым документальным фильмом «Соотечественники», который снимался в Италии и США. Тема трудовой миграции — одна из главных в творчестве молодого режиссера. Она звучит и в «Кассете», и в первом фильме режиссера — «Гастарбайтер», а также в «Соотечественниках».
«Я вырос в регионе, видел, как многие мужчины уезжали на заработки в другие страны, оставляя семьи, родственников. Это не всегда хорошо, иногда такие истории заканчивались трагедией. В “Соотечественниках” мне удалось снять настоящую жизнь узбекистанцев за рубежом».
В прошлом году он побывал в Москве на кинофестивале ВГИК. Там он узнал, что студентка четвертого курса факультета режиссуры сняла историю об отношениях парня из Узбекистана и россиянки.
«Мне кажется, скоро должны появиться и совместные работы студентов из Москвы и Ташкента. В Москве я даже нашел ребят, готовых поработать со мной в таком проекте, главное теперь, чтоб руководители одобрили».
Студенческий из рук Безрукова
Короткометражный фильм «Скотч» студентки второго курса факультета режиссуры Мунисы Магамет в этом году стал лучшим дебютом «Золотого витязя» в России. Кроме того, картина была отмечена на кинофестивале в Астане.
«Сценарий к фильму был написан несколько лет назад. Дело в том, что будучи ученицей девятого класса я поступила на курсы в театр-студию Diydor. Там получила первую роль в спектакле “Сон бабочки”. Именно рядом со сценой этого театра у меня родилась идея моей первой работы. Поэтому, наверное, и постановка в фильме вышла более театрализованная. Он о том, что мы перестаем друг друга слышать и слушать. Скандалы, ссоры в семьях — все это как будто замкнутый круг. В сюжете сначала ругаются мама с папой: у них заклеены скотчем уши, они не слышат друг друга, а у их дочери заклеен рот — ей не дают говорить. Когда она вырастает, то история повторится».
Она также отметила, что Юсуп Разыков не разрешает студентам снимать фильмы на первом курсе. Муниса ему не сказала, что уже отсняла материал. Разыков, когда увидел эти кадры, посмотрел на нее и сказал: «Ругать не буду».
«У меня два варианта этого фильма. Первый мы снимали с одним составом, а второй я хотела отснять именно на камере Arri. Осуществить это мне помог Эльдар Садыкович, директор вуза. Во второй версии снимались актеры театра-студии Diydor и студенты нашего вуза».
Юсуп Разыков — требовательный наставник, признается девушка. Он учит ребят доводить начатое до конца и делать это на высоком уровне, с особым вниманием к каждой детали.
«Каждый раз думаешь, не смогу, а с ним потом понимаешь — это еще не предел возможностей», — отметила девушка.
Муниса Магамет с первого класса мечтала учиться именно во ВГИКе, но мама девушки всегда переживала, как она будет жить в Москве одна. Любовь к кино девушке привил дедушка. Первым фильмом, который она посмотрела в пять лет, была картина «Однажды в Америке».
«Я сочиняла истории с третьего класса. Дома мы всегда устраивали кинопоказы, делаем это до сих пор и обсуждаем хорошее кино. Представляете мое счастье, когда, окончив 11-й класс, я узнала, что у ВГИКа будет филиал в Ташкенте! Сразу сдала все документы сюда. Мне повезло, поступила с первого раза и попала в мастерскую Юсупа Разыкова».
Мунису многие знакомые отговаривали идти учиться в творческий вуз. Говорили, что поступить в такие вузы практически невозможно, а если и сделать это, то нужны большие деньги и связи, чтоб заниматься творчеством. Ее учеба во ВГИКе — прямое доказательство, что это не так. Победил талант.
«Для меня ВГИК — это именно про творчество. Здесь практика началась сразу на первом курсе во время Ташкентского кинофестиваля. Я познакомилась с Сергеем Безруковым, который потом вручал нам студенческие билеты. А еще у меня была замечательная встреча с Сергеем Пускепалисом. Очень светлый человек, память о нем останется на всю жизнь».
В прошлом году ей удалось увидеть ВГИК в Москве. Она побывала на Всероссийской декаде выпускников творческих вузов.
«У меня сложились такие ассоциации. Московский вуз — мудрый дедушка, а у нас юный паренек, которому предстоит пора взросления и приобретения опыта. Верю, что ташкентский филиал тоже дорастет до 100 лет. Мы все своего рода первооткрыватели, создатели традиций и правил ташкенсткого филиала ВГИК. Создаем ту атмосферу, в которой будет жить и учиться еще не одно поколение».
В декабре этого года пять молодых режиссеров из мастерской Юсупа Разыкова примут участие в Международном кинофестивале стран Арктики, в лаборатории «Арктическая жара». Ребятам предстоит пожить в Архангельске, снять пять фильмов на тему «Север глазами южан». Сейчас студенты слушают онлайн-лекции по истории Архангельска.
«Надеюсь увидеть северное сияние. Хочу в своем фильме соединить наше “белое золото” с их бескрайними снегами».
Доллар за сценарий и хейт
Гульнара Иванова окончила ВГИК в Москве, она училась с 2020 по 2022 годы в магистратуре, параллельно также прошла обучение по курсу «Режиссера цифрового кино», в рамках которого снимала свой полный метр. Сейчас является вольной слушательницей в ташкентском филиале вуза.
К съемкам своего первого полного метра «Открой глаза» она приступила уже в Ташкенте. Первым делом, как признается Гульнара, пошла тогда в филиал ВГИКа.
«Если были сложности с локациями, документами, мне лично помогал директор нашего филиала Эльдар Садыкович, которому магическим образом удавалось договориться с хокимами и другими чиновниками».
Гульнаре также повезло с техникой. Дорогое оборудование для съемок она получила с огромной скидкой в Spectre Studio. Это была большая поддержка для начинающего режиссера. Здесь стоит сделать одно уточнение. До съемок фильма началась другая история, связанная с американским писателем Стивеном Кингом.
Режиссер подала заявку по программе One Baby Dollar и выкупила право на экранизацию его рассказа «Человек, который не пожимал рук» за один доллар. Кинг учредил эту программу для поддержки молодых кинематографистов.
В 2023 году Стивен Кинг переподписал контракт с Гульнарой, чтобы доделать картину. Материала вышло много. До конца года режиссер должна доработать фильм по требованиям Кинга. Фильм снят в жанре хоррор и называется «Касание». Он повествует о проклятом человеке, который своим прикосновением может убивать все живое. Картина уже получила приз на кинофестивале Nitiin International Film Festival в Малайзии в номинации «Лучший триллер». Еще она получила за ленту диплом от Student World Impact Film Festival.
История с Кингом облетела не только местные новостные ленты, но и зарубежные.
«Я столкнулась с жестким хейтом моментально, как только начались новости про Кинга. Писали, что у меня папа олигарх, мама чья-то вторая жена, а я вообще подставной шпион и еще у меня особые способности ублажать мужчин. Все это очень сильно повлияло на мое состояние. Я дико переживала за то, что пишут. Признаюсь, была абсолютно не готова к такому отношению. У меня обычная семья. Теперь стараюсь отгородить нас всех от этого, про личное не говорю».
Однако в этом шквале негатива были и слова поддержки от совершенно незнакомых людей, которые находили ее аккаунт в соцсетях, писали личные сообщения, чтобы она ни в коем случае не опускала руки.
«Мне это помогло пережить тот странный период», — отметила молодой режиссер.
Вокруг все то и дело также обсуждали, что она училась в Москве, а сейчас снимает кино по рассказу американского писателя.
«Я просто продолжаю работать, начала привыкать к шуму вокруг меня и моего творчества. У меня действительно сложилась такая ситуация: волна хейта поднялась именно из-за этого. Но я создаю кино в Узбекистане и хочу стать известным режиссером именно нашей страны».
Несмотря на развернувшиеся страсти, она все это время не прекращала работу над полным метром «Открой глаза». Трейлер фильма уже победил в одной из номинаций на кинофестивале в Панаме. Фильм снят в стилистике нуар, жанр — триллер.
«Мне было интересно поработать именно в этом жанре. Помню, когда впервые сказала о своей идее, а было это еще во время учебы во ВГИКе в Москве, мастер мне ответил: “Снимешь, но попозже, а сейчас возьми что-нибудь попроще”. У меня всегда так, когда во мне сомневаются, наоборот, еще больше хочу сделать то, что задумано. Фильм снят в духе “Острые козырьки” с бандитами, стрельбой и драками. Снимали все в Ташкенте. Пока что застряли с постпродакшном. Не знаю, что будет дальше».
В своих фильмах Гульнара снимает папу и маму. Они верили и поддерживали ее все это время. Хотя до всей этой истории с кино отец настоятельно рекомендовал дочери получить профессию, с которой у нее всегда будет стабильный заработок. Поэтому первое высшее образование — это английская филология. Знание этого языка действительно пригодилось в жизни. Она самостоятельно заполняет заявки для участия в международных конкурсах и кинофестивалях, свободно переписывается со Стивеном Кингом.
Живя в Ташкенте, Гульнара не забывает о Москве. То время, когда она там жила и училась, запомнилось интересными встречами и безумными историями.
«Я поступила как раз в разгар карантина по коронавирусу. Первый год мы учились онлайн, лишь потом смогли попасть в Москву. Улетала я ночью одна. Подруга, которая должна была меня встретить, в последний момент написала, что не сможет. Хорошо, что Эльдар Садыкович предупредил еще одного студента, что этим же рейсом с ним буду лететь я и выслал ему мое фото. Парень нашел меня в аэропорту, потому что я в какой-то момент просто не знала, что делать. Ведь не смогла купить российскую симку, так как не поменяла деньги на рубли. В итоге меня и моего нового друга забрали его родственники к себе домой, как у нас водится от всей души накормили и обогрели. А на следующий день мы доехали до вуза».
У девушки был страх, что Москва ее не примет. Однако Белокаменная оказалась очень дружелюбной, настолько, что ребята из московского ВГИКа потом прилетали в Ташкент сниматься в полном метре у Гульнары. Во время учебы в Москве она познакомилась с известным российским кинорежиссером и сценаристом Жорой Крыжовниковым. Она выиграла один из конкурсов «НМГ студии» среди студентов, и он стал ее наставником. Работа с ним еще предстоит.
У Гульнары Ивановой сейчас много идей и огромнейшее желание работать. Она верит, что все обязательно получится.
На самом деле невероятных историй у студентов филиала ВГИКа в Ташкенте намного больше. Мы рассказали только о трех молодых режиссерах. Надеемся, еще не раз вернемся в этот вуз, который стал по-настоящему творческой и экспериментальной площадкой, где открываются таланты страны.