Этих денег хватило бы до старости: в полиции Хабаровска озвучили пугающие цифры по мошенничествам

Жители Хабаровска отдали мошенникам 27 миллионов рублей.

Источник: ГУ МВД

В Хабаровске участились случаи мошенничества. Суммы, которые жертвы передают аферистам, просто не укладываются в голове. Только за прошлую неделю жители краевой столицы потеряли порядка 30 миллионов рублей. Самое страшное то, что мошенникам удается обвести вокруг пальца даже тех, кто знает схемы обмана и способы их избежать. Но почему так происходит? Что движет людьми в этот момент и какие приемы используют аферисты, чтобы «загипнотизировать» жертву? Ответы на эти и другие вопросы журналисту «КП» — Хабаровск" дал в интервью врио замначальника управления полиции УМВД России по Хабаровску, подполковник полиции Поляков Артем Юрьевич.

— Артем Юрьевич, как часто поступают сообщения в полицию от тех, кто пострадал от действий мошенников? Что говорит статистика?

— Полиция регистрирует факты телефонного мошенничества ежедневно. В среднем это от пяти до десяти обращений в день. Только за последнюю неделю хабаровчане перевели аферистам больше 27 миллионов рублей. За год мы возбудили 1,4 тысячи уголовных дел, но при этом раскрывается каждое седьмое преступление. Аферисты используют разные схемы: иногда стандартные, как например, открытие «безопасного счета» для сохранности денег, иногда более изощренные.

Один из таких случаев произошел недавно. В полицию обратился мужчина, работающий ведущим инженером. Ему позвонил неизвестный и представился специалистом крупного банка. Звонивший сказал, что якобы работник другого банка передал третьим лицам данные всех клиентов. Чтобы обезопасить счет, мужчине сказали перейти по ссылке, которую ему выслали. На тот момент на счету хабаровчанина было больше 1,6 миллиона рублей. Мужчина побоялся потерять все деньги и выполнил требования незнакомца. Он перешел по ссылке и в тот же момент у него погас экран смартфона. В этот момент злоумышленники получили удаленный доступ к телефону и банковским счетам при помощи специальной программы. Мужчина перезагрузил смартфон и обнаружил, что с его счета списались все деньги.

— А какие схемы обмана используют телефонные мошенники? Какая категория людей чаще становится их жертвами?

— В большинстве схемах участвуют так называемые «специалисты банка», а иногда и Центробанка, или «сотрудники полиции». Во многих случаях преступники звонят с подменных номеров. У человека на экране смартфона при вызове отображается реальный номер учреждения, поэтому распознать обман сложно.

Как правило, схема простая, но с психологической точки зрения действенная. Жертвам говорят, что их деньги находятся в опасности или на них кто-то пытается оформить кредит. Здесь же человеку сразу предлагают выход — чтобы сохранить сбережения, нужно срочно перевести деньги на якобы безопасный счет. Самое странное, что люди действительно верят в эти истории: берут кредиты, снимают средства и переводят неизвестным миллионы.

Хочется отметить, что большая часть людей, которые обращаются в полицию, в ходе беседы говорят, что знали о таких схемах из СМИ. Но, тем не менее, при разговоре с мошенником человек входит в шоковое состояние, так как на него идет психологическое давление. И это не просто один разговор на пять минут. Мошенник может удерживать жертву «на телефоне» несколько дней, говоря ей, чтобы она никому не рассказывала об их разговоре, ведь это конфиденциальная информация. Соответственно люди находятся под сильным давлением и по инструкции выполняют все требования аферистов.

Сейчас социальный портрет жертвы изменился. Еще буквально 2−3 года назад это были люди в основном пенсионного возраста. Но сейчас на уловки попадаются люди разных профессий учителя, врачи, работники предприятий, молодежь, то есть вполне трудоспособное население. Молодые люди чаще попадаются на преступные схемы из-за желания заработать. Они вступают в разные подозрительные группы в соцсетях и попадают на поддельные криптобиржи. Первое время вложенные суммы действительно преумножаются, человек начинает верить, что может разбогатеть и вносит все больше и больше денег. В ход идут уже не только личные сбережения, но и кредитные средства. Виртуальная «игра» постепенно затягивает. Люди начинают с небольших сумм, а в итоге переводят огромные деньги.

— Что делает полиция для защиты населения от мошенников? Может, принимаются какие-то профилактические меры?

— Кроме оперативно-розыскных мероприятий сотрудники полиции проводят масштабную ежедневную работу. В первую очередь — это информирование население, вручение памяток, поквартирный обход жителей. В памятках отображена емкая, краткая и понятная информация о способах и видах мошенничества с советами о том, как не стать жертвой дистанционных мошенничеств. Также проводятся беседы в образовательных учреждениях, трудовых коллективах. Еще мы взаимодействуем с представителями банков. То есть это очень большой комплекс мер, чтобы жители города не попадались на уловки мошенников.

— Что делать человеку, который столкнулся с мошенником?

— В таких случаях нужно понимать, чем меньше прошло времени с момента разговора человека с аферистом, тем больше шансов у полиции выйти на след преступника. В любом случае после таких звонков, даже если аферистам не удалось обмануть человека, нужно обращаться в полицию. Это необходимо, чтобы мы пополняли информационную базу, фиксировали номера телефонов, с которых звонят мошенники.

— Что нужно раз и навсегда запомнить каждому, чтобы не пополнить в список жертв аферистов?

— Во-первых, сотрудники банков и правоохранительных органов никогда не звонят людям и не пугают потерей денег, не просят их поучаствовать в мероприятиях по задержанию преступников. Если человек получил такой звонок, то лучший совет — просто положить трубку. Если человек сомневается, то надо положить трубку и позвонить на «горячую линию» своего банка, номер которой указан на оборотной стороне карты.

Еще нужно помнить, что работники кредитных учреждений не просят клиентов оформлять кредиты и переводить деньги на неизвестные счета. При поступлении подобного рода звонков нужно прерывать разговор.

Бывает, что звонит «сотрудник банка», который в процессе разговора говорит, что переведет звонок на сотрудника полиции. Такого просто не бывает. Правоохранительные ведомства или банки не имеют технической возможности переводить звонки и это должно в любом случае насторожить. Также сотрудники полиции или работники банка никогда не будут говорить о переводе денег на «безопасные счета». Если возникает вопрос, то человека вызовут в полицию или банк лично.

Отдельно стоит упомянуть звонки через мессенджеры. Часто аферисты устанавливают на аватарку значки известных организаций, как например, «Госуслуги». Нужно понимать, что официальные представители никогда не будут звонить посредством мессенджеров.

Защититься от мошенников можно. Нужно только проявлять бдительность и не доверять всем незнакомцам, которые вам звонят. И не важно, кем они представляются. Одни схемы мошенничеств сменяются другими, поэтому всегда нужно быть начеку. А если есть сомнения, то всегда можно лично перезвонить в организацию или службу и уточнить информацию.