Запомнить всё: что поможет натренировать память за два месяца до ЕГЭ

Методист Преображенская: нейроупражнения помогут успешно сдать экзамены.

Источник: Комсомольская правда

ЕГЭ и ОГЭ всё ближе, дети и родители всё более нервные. С одной стороны, за 8−10 лет учебы и контрольные, и промежуточные экзамены были много раз. С другой — выпускной экзамен из школы, хоть из 9, хоть из 11 класса — это очень важно. И, конечно, волнительно.

Образовательная платформа Учи.ру провела опрос и выяснила, что 44% школьников испытывают стресс перед проверочными работами. При этом 39% отметили, что переживания связаны с возможностью получить плохую оценку.

Тренировка памяти поможет быть уверенным в своих силах и избежать стресса. Педагог Анастасия Преображенская советует попробовать несколько приемов, которые помогут натренировать память и получить «пятерку» на экзамене.

1. Рифмуйте всё!

Про то, что нужно и полезно учить стихи, учителя уже мозг проклевали. Но этот метод работает по-другому.

— Этот метод эффективен для запоминания правил, определений и алгоритмов, — говорит педагог и ведущий методист Учи.ру Анастасия Преображенская. — Короткие стихотворения и рифмовка пар помогают быстро и надолго запоминать информацию, особенно если в стихотворение будет включено шуточное или необычное слово.

* Например, все мы прекрасно помним определение из курса геометрии, что «биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». А «медиана — обезьяна, у которой зоркий глаз. Точно прыгнет в середину стороны против вершины, где находится сейчас».

* Или дроби, у которых ребята часто путают, где знаменатель, а где числитель. Снова на помощь приходит рифмовка:

"Числитель — чердак, он наверху.

Знаменатель — застыл внизу".

— Благодаря тому, что эти стихи еще и шуточные, плюсы этой техники в том, что она снимает градус напряжения. Легко запоминается и надолго врезается в память; поднимает настроение, а также развивает креативное мышление, если ребенок придумывает такие рифмы сам. Своим ученикам я часто привожу такие стишки в качестве напоминания позабытого определения, чтобы развеселить их и в игровой форме напомнить пройденный материал, — поясняет Анастасия Преображенская.

2. Метод Цицерона.

Говорят, что великий римский оратор Цицерон использовал свой дом и окружающие его предметы для визуальной ассоциации с ключевыми моментами своих речей. При необходимости вспомнить событие или идею, он мысленно возвращался к своему дому и, ориентируясь на его расположение, восстанавливал структуру своего выступления.

Этот метод может быть полезен школьникам при защите рефератов, написании итогового сочинения на ЕГЭ, выступлениях с презентациями (например, когда нужно передать информацию об исторических событиях или жизни писателя).

Как это работает: ученик привязывает каждый пункт своего будущего повествования или информацию, которую необходимо запомнить, к конкретному предмету или месту в своей комнате. Позднее, вспоминая эту обстановку, ему будет легче извлекать нужные факты и материалы. К тому же воспоминания о доме поможет снизить стресс на выступлении или экзамене.

— Сейчас этот метод особенно актуален, так как с недавних пор для допуска к сдаче госэкзаменов в 9 и 11 классе (ОГЭ и ЕГЭ) ученики обязаны защищать индивидуальные проекты, выступая перед классом или комиссией. Кроме того, он развивает память, ассоциативное мышление и воображение, — отмечает Анастасия Преображенская.

Алексей БУЛАТОВ 3. Кривая забывания — как правильно повторять.

Наш мозг так устроен: при изучении нового материала мы помним практически все. Через 20 минут в нашей памяти останется только 80% изученного, через час только 60%, через 9 часов — 40%, а через неделю без повторения материала останется менее 20%.

НО! Если повторить изученное через 7−9 часов, то можно вернуть до 100% полученной информации. Если после этого повторить материал через 2 дня, то в памяти снова останется 100% материала. Еще через неделю повторили — и снова 100%.

Благодаря этому правилу, можно подготовиться к зачету, сдаче билетов или тому же проекту, не перегружая память и готовясь судорожно в ночь перед экзаменом, а постепенно сохраняя объем информации в голове.

— Почему важно тренировать память? На ЕГЭ по профильной математике в справочных материалах даны всего лишь несколько формул по тригонометрии. Для успешной сдачи данного экзамена необходимо многие формулы держать в голове, поэтому лучше начинать тренировать и заполнять свою память уже сейчас, — объясняет педагог Анастасия Преображенская.

4. Техника СЛОН.

Суть данного метода заключается в аналогии: «слон» — это объемная работа. И слона нужно разделить на «стейки» — более мелкие задачки. И съедать эти стейки, решая задачи.

То есть это поэтапное решение сложного, просто в условной игровой форме. Это позволяет включить мелкие задачки в план ежедневных действий, делая постепенные шаги и облегчая выполнение глобальной задачи. Главная идея метода — борьба с перегрузкой от большого объема информации.

Мы сейчас про итоговые экзамены ОГЭ и ЕГЭ. И вот пример: когда сталкиваешься с обширным списком тем на официальном сайте ФИПИ, это может вызвать тревогу. Для эффективной подготовки (и подавления паники) стоит применять подход типа «слон». Разбивайте каждый раздел на подразделы, а затем на темы и подтемы, структурируйте и систематизируйте информацию, начиная постепенное усвоение. Тогда получится, что в неделю вы должны изучить, допустим, две темы — а это уже не так пугает.

— Путем деления сложной информации на более мелкие фрагменты и постепенного усвоения облегчается запоминание и понимание материала, — отметила Анастасия Преображенская.

В ТЕМУ.

Что «качаем», то и «прокачивается».

Тренировать память можно и саму по себе, вне школьных заданий. Такое любому возрасту под силу. Сделать это помогут либо настолки в виде мемо (карточек, которые нужно запоминать и постепенно собирать пары). А также пазлы и другие головоломки.

Если ребенка не отлепить от компьютера (а в моменты подготовки это тоже стресс), то есть пазлы и головоломки и он-лайн. Например, на платформе Учи.ру есть такой формат тренировки памяти — интерактивные курсы в формате карточек. Система подстраивается под конкретного школьника: помогает осваивать предметы в своем темпе, определяет нужное количество повторений. Это дает возможность ученикам запоминать отрабатывать материал, разбираться в сложных темах.

КСТАТИ.

Применяйте реальную жизнь к абстрактным знаниям.

Что такое производная? Далеко не каждый ученик может ответить на этот вопрос, даже если он прошел эту тему. Еще один вопрос, который вгоняет ребят в ступор — для чего она нужна и где используется. Техника, направленная на визуализацию различных понятий, позволит не только хорошо запоминать информацию, но и откладывать ее в долговременную память.

— Если связать абстрактные формулы на бумаге с реальными вещами в жизни, это сработает, — уверена Анастасия Преображенская. — На своих уроках я делаю именно так. Например, можно построить график выпуска продукции какой-либо фабрики при определенной стоимости за единицу и показать ученикам, как производная может пригодиться в реальной жизни. Ведь, чтобы получить максимальную выгоду, нужно продать как можно больше товара по максимальной цене, а именно производная поможет определить эти параметры, — поясняет Анастасия Преображенская.