Раскрыта тайна Кодекса Войнича: Текст на несуществующем языке, над которым бились столетия, оказался посвящен сексу

Social History of Medicine: расшифрована тайна Кодекса Войнича.

Источник: Комсомольская правда

Манускрипт Войнича называют «Святым Граалем» криптографии. Лучшие умы человечества пытались раскрыть тайну загадочного текста, написанного на неизвестном языке, но расшифровать его так и не удалось. На днях в авторитетном научном журнале Social History of Medicine (его издает Оксфордский университет) вышло исследование, которое, кажется, дает ключ к разгадке. Оно называется «Рукопись Войнича, доктор Йоханнес Хартлиб и шифрование женских секретов». Авторы научной работы Киган Брюэр из Университета Маккуори (Австралия) и Мишель Льюис из Университета Сэма Хьюстона (США) не являются опытными дешифровщиками. Первый — сотрудник факультета медиакоммуникаций, вторая — биолог. Однако, они решили подойти к проблеме с необычной стороны.

ИЗ ДОСЬЕ «КП».

Кодекс Войнича — это иллюстрированная рукопись, написанная неизвестным автором на неизвестном языке с использованием букв неизвестного алфавита. Первый известный владелец книги — король Германии и император Священной Римской империи Рудольф II (1552 — 1612). Затем рукопись пропала, и в 1912 году ее обнаружил на распродаже в римской академии иезуитов Вилфрид Войнич, польский антиквар, революционер и муж писательницы Этель Лилиан Войнич.

Рукопись насчитывает 240 страниц пергамента, и состоит из шести разделов. Условно (содержание текстов неизвестно) их называют: «ботанический», «астрономический», «биологический», «космологический», «фармацевтический» и «рецептурный». Манускрипт иллюстрирован странными рисунками. На них присутствуют диковинные узоры, обнаженные женщины и даже драконы. Из 303 изображенных на страницах рукописи растений, ни одно достоверно не идентифицировано. Многочисленные попытки ученых и профессиональных криптоаналитиков дешифровать текст успеха не принесли. Неудачи породили версию, что Кодекс является мистификацией, либо написан душевнобольным человеком.

Проникнуть в ход мыслей автора Крупный план замка, изображенного на иллюстрации. Фото: Библиотека Йельского университета.

Ученые подумали: если невозможно прочитать тарабарщину, которой написан Кодекс, то можно попытаться понять ход мыслей автора. Ведь каждый из нас, как сын своей эпохи, испытывает влияние тех, кто рядом — думает, пишет, ораторствует. Значит, надо изучить образ мыслей современников создателя Кодекса Войнича и тогда, возможно, мы поймем что зашифровал автор.

Найти современников оказалось не такой простой задачей. Хотя бы потому, что не только автор, но даже время создания кодекса достоверно не известно. Если текст, как утверждали некоторые, был написан английским ученым и философом Роджером Бэкном (1214 −1292) значит, нужно изучать его окружение. Если (так гласит другая версия) кодекс вышел из-под пера Леонардо Да Винчи (1452 — 1519), следует выяснить, о чем судачили люди его круга. Сложнее было с третьей гипотезой, ее выдвигал американский ботаник Артур Такер, он считал, что манускрипт написан на одном из ацтекских языков. Теория подкреплялась тем, что некоторые диковинные растения, нарисованные в рукописи, были определены, как представители флоры Нового Света. В этом случае, найти круг общения автора не представлялось возможным.

Однако, химические анализы показали, что манускрипт написан дубовыми желчными чернилами, которые были характерны для средневековья. Минеральные и растительные пигменты в составе чернил соответствовали рецептам той эпохи. Радиоуглеродный метод датировки определил, что пергамент создан в период между 1404 и 1438 годами. Роджер Бэкон к тому времени был мертв, Леонардо Да Винчи еще не родился, а Америка еще не была открыта Колумбом.

Рецепт «мази Маргариты» Иллюстрация «Розетки» состоит из кругов, труб, точек, луковиц, проходов, замков и городских стен. Фото: Библиотека Йельского университета.

Затем удалось определиться с географией создания Кодекса. Ученые изучили рисунки и обратили внимания на символы зодиака, дизайн короны и особую форму зубцов крепостной стены в виде ласточкиного хвоста (как у нас в Кремле). Эти характерные детали подсказывали, что рукопись была создана на юге Германии или на севере Италии.

Осталось выяснить на какую область знаний надо ориентироваться? Один из разделов Кодекса содержит множество изображений обнаженных женщин, купающихся в прудах или протоках.

— Мы подумали, что таким рисункам не место в рукописи, посвященной травам или астрономии, — говорит ведущий автор исследования Киган Брюэр. — А вот если автор писал, например, о женском здоровье, способах зачатия или предохранения, то эти иллюстрации, вероятно имели бы конкретный смысл. Чтобы понять, о чем идет речь, мы исследовали культуру гинекологии и сексологии позднего Средневековья. И в первую очередь обратились к личности известного баварского врача Йоханнеса Хартлиба, который жил примерно в то же время и в том месте, где была создана рукопись Войнича.

Хартлиб был личностью весьма колоритной. Он оставил после себя достаточно много сочинений. Темами его работ были лечебные травы, магия, астрономия и гигиена. В частности, он известен как автор «Книги о запрещенных искусствах, суевериях и колдовстве», изданной в 1456 году, где приведен первый известный рецепт «мази Маргариты». То есть состав крема, которым ведьмы мазали свое тело, чтобы летать на метле.

Секрет женского удовольствия должен быть недоступен для женщин На иллюстрации к рукописи изображены женщины, прижимающие к своим гениталиям неопознанные предметы. Фото: Библиотека Йельского университета.

При этом, когда Хартлиб писал на «женскую тему», он использовал (и призывал к этому коллег) «секретные буквы» — это мог быть шифр или придуманный алфавит. Такая практика преследовала две цели. Во-первых, он не хотел, чтобы такие медицинские знания, как методы контрацепции или прерывания беременности, попали в «неправильные руки». «Секретных» рукописей Хартлиба не сохранилось. Однако, в одной из незашифрованных книг, написанной специально для мужчин-аристократов (доктор писал не на латыни, как было тогда принято среди ученых, а на баварском диалекте), он говорит, что секреты женского удовольствия, правильные сексуальные позы для зачатия, противозачаточные средства, диеты вызывающие желание и другие «запретные» знания должны быть недоступны для женщин и простолюдинов. Хартлиб опасался, что в противном случае он запустит волну падения нравов: человечество погрязнет во грехе распущенности, похоти, внебрачного и добрачного секса. А женщина должна быть скромной, а не думать о том, как получить наслаждение в объятиях мужчины.

А вторая причина режима повышенной секретности заключалась в том, чтобы избежать риска быть заживо сожженным своими высокодуховными соотечественниками на экологически чистом костре. Темы, которые Хартлиб затрагивал в своих трудах, были весьма деликатного свойства. А в те чуждые толерантности времена сильные мира сего отправляли людей на тот свет за гораздо более невинные вещи. Это Хартлиб знал на собственном опыте. Будучи придворным медиком, он женился на некой Сибилле Бернауэр. Ее мать Агнеса Бернауэр была дочерью цирюльника, но ее полюбил сын герцога Баварского — будущий герцог Альбрехт III. И женился на ней против воли отца. Папа расценил женитьбу сына на простолюдинке как вопиющий случай распущенности и падения нравов, и пока сын отлучился из замка, приказал утопить Агнесу в Дунае. Возможно, эта история и была положена в основу сюжета песни «Но, что ни говори, жениться по любви не может ни один король». А может быть, отразилась в рассказе «Му-му»…

Но главный урок, который ученые извлекли из этой истории, заключался в том, что шифрование медицинских знаний было обычной практикой в те времена. В одном тексте зашифрованный фрагмент объемом в 21 строку содержал описание средства для аборта. В другом, были закодированы магические заклинания, дающие невидимость и позволяющие уложить в постель любую женщину.

Чудо зачатия описано в 9 кругах.

Вооружившись представлениями средневековых врачей о женской анатомии, ученые принялись изучать «Розетки» — самую большую и сложную иллюстрацию Кодекса Войнича. Она состоит из различных кругов, которые соединяются друг с другом странными каналами и переходами. В эти круги вписаны стены замков, какие-то трубы, причудливые декоративные элементы и даже сразу два солнца.

— Мы думаем, что в этом рисунке отражены взгляды врачей позднего Средневековья на секс и зачатие, — объясняет Киган Брюэр.

Тогда считалось, что женское лоно имеет семь внутренних камер и два отверстия — внешнее и внутреннее. Девять больших кругов «Розетки» по мнению ученых символическим образом описывают эту конструкцию. Древние врачи полагали, что в половых органах девственниц находятся пять маленьких вен. Мы их тоже видим на рисунке в виде пяти трубок. Стены замка нарисованы тоже не просто так, на немецком слово «schloss» означает «замок», но в переносном значении использовалось для обозначения интимных органов женщины. А два солнце в левом верхнем и нижнем правом углу — это отсыл к Аристотелю, который считал, что именно светило обеспечивает эмбрион естественным теплом и энергией. А в общем и целом, «Розетка» изображает, как происходит зачатие ребенка.

Конечно, до расшифровки Кодекса еще далеко, считают авторы исследования. Многое еще предстоит понять. Но этот подход дает ключ к осознанию внутренней логики манускрипта. Если исследователи получат больше подсказок такого рода, загадочный текст будет наконец расшифрован.