Психологи не советуют в майские праздники бросать все силы на подготовку к ЕГЭ

Также не стоит в один день изучать материал по всем предметам, добавила сотрудница Городского психолого-педагогического центра столичного департамента образования и науки Марина Архипова.

МОСКВА, 28 апреля. /ТАСС/. Школьникам на майских праздниках следует воздержаться от крайностей — не игнорировать полностью подготовку к экзаменам, но и не бросать на нее все силы, сообщила в беседе с ТАСС психолог Городского психолого-педагогического центра столичного департамента образования и науки Марина Архипова.

«Если майские выходные потратить только на развлечение, то можно упустить драгоценное время на восполнение пробелов в знаниях. А если с утра до позднего вечера заниматься только чтением учебников, то это может привести к переутомлению. В итоге концентрация снизится, материал будет запоминаться хуже, может пропасть уверенность в собственном успехе. Поэтому лучшим решением станет распределение времени в течение выходного дня: на подготовку к экзаменам и на отдых», — сказала она.

Психолог рекомендовала старшеклассникам выбрать подходящее время для подготовки к экзамену, так как каждый человек продуктивен в разное время суток. «Жаворонкам» стоит запланировать подготовку к ЕГЭ на утро, «совам» же, напротив, надо утром выспаться и взяться за учебники чуть позже. Лучше начать подготовку с того материала, который дается труднее, а легкие темы оставить на потом.

«Можно придерживаться такой схемы: занимаетесь 45 минут, затем отдыхаете 10−15 минут. За годы школьной учебы ваш организм привык к такому ритму. Поэтому и в дни майских праздников этот алгоритм будет уместен при подготовке к экзаменам», — сказала Архипова, добавив, что не нужно в один день изучать материал по всем предметам, лучше на каждый день запланировать один-два.

Мысли об экзамене.

Если учащегося посещают мысли о скором экзамене, это значит, что он ответственно относится к своему будущему и заботится о нем. Если же мысли приносят тревогу, можно поработать с ними.

«Можете записать на бумаге по пунктам, что именно вас беспокоит, а затем придумайте к каждому пункту возможные решения. Например, вас беспокоит, что на экзамене вы забудете даты или имена. Во-первых, еще есть время, чтобы доучить материал и закрепить знания, во-вторых, существуют разные методики легкого запоминания», — пояснила Архипова.

Если же выпускника беспокоит мысль, что баллов не хватит для поступления в выбранный вуз, то можно заранее найти несколько подходящих образовательных учреждений. «Когда вы поймете, что у тревожащих вас вопросов есть решение, и даже не одно, то уровень беспокойства снизится сам собой», — сказала психолог.

Кроме того, в преддверии любого важного события полезно освоить приемы быстрого восстановления эмоционального равновесия. Например, умыться холодной водой, постепенно расслабить мышцы тела или сделать дыхательные упражнения.

«Можно использовать “Метод заземления”: сначала сконцентрируйте внимание на пяти предметах, которые видите, затем — на четырех звуках, которые слышите, потом прикоснитесь к трем объектам и зафиксируйте ощущения. Далее постарайтесь ощутить два запаха и один вкус. Таким образом “Метод заземления” задействует все пять органов чувств человека и помогает переключить внимание», — пояснила Архипова.

Поддержка родителей.

Специалист семейного центра «Ориентир» Анна Гращенкова отметила, что внимательный родитель зачастую замечает тревожность ребенка по едва уловимым признакам: общему состоянию, случайным фразам, тембру голоса и прочему.

«Если причина переживаний — экзамены или итоговые отметки, то дайте ребенку понять, что ваша любовь к нему останется прежней при любом результате. И если что-то пойдет не так, то вы вместе будете искать возможность исправить итог», — сказала ТАСС специалист.

Она отметила, что результат экзамена не всегда связан с тем, насколько напряженно ученик готовился к нему. «Гораздо важнее качество подготовки, когда ребенок начинает разбираться в теме, понимать и различать алгоритмы, которые нужно применить в разных ситуациях. Родителю очень важно создать комфортные условия, которые помогут качественно подготовиться», — заключила Гращенкова.

Возможность пересдачи.

Педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Александр Князев рассказал ТАСС, что мысль о том, что ЕГЭ можно пересдать, даст школьникам психологическую разгрузку.

«Выход есть — в этом суть, важно, что выпускники это понимают. Даже очень низкие баллы за экзамен, которые меньше порогового уровня — это ситуация, у которой есть решение, ведь ЕГЭ можно пересдать — летом, в сентябре или даже через год. Обычно уровень тревожности снижается, когда человек осознает, что ситуация, в которой он оказался — это не тупик», — сказал он.

Князев отметил, что необходимо помнить о двух вещах. Во-первых, чтобы план «Б» оказался более успешным, нужно приложить усилия: доучить, усвоить материал, при необходимости обратиться за помощью. А во-вторых, не следует перед ЕГЭ расслабляться слишком сильно, чтобы не возникла ситуация, когда выпускник начинает относиться к экзамену не просто спокойно, а попустительски.

«В период подготовки и сдачи экзаменов следует быть особенно внимательными к своим детям: деликатно интересоваться их настроением и самочувствием, спрашивать, нужна ли помощь. И если родители замечают у ребенка состояние чрезмерной тревоги или, наоборот, апатии, то следует предложить ребенку ресурсы психологической помощи», — пояснил он.

Задать свои вопросы о подготовке к ЕГЭ выпускники также смогут на встречах с психологами в рамках «Лектория московского школьника». 14 мая автор методики в области мотивационной и позитивной психологии Ирина Ковалева ждет школьников в Московском дворце пионеров, 19 мая кандидат психологических наук Лариса Суркова ответит на вопросы в центре современного искусства «Винзавод», а 26 мая в амфитеатре парка «Зарядье» пройдет встреча с психологом Михаилом Лабковским.