Технологии искусственного интеллекта (ИИ) интенсивно меняют даже эластично развивающиеся отрасли, такие как образование. По оценкам компании McKinsey, рост доходов мировой индустрии образования благодаря внедрению технологий ИИ может составить до 4% в 2024—2026 годах. В России обновленная стратегия развития ИИ до 2030 года предполагает увеличение расходов на внедрение ИИ до 850 млрд рублей.
Опыт пандемии, необходимость дистанционного обучения показали, что современные технологии могут изменить саму суть образовательного процесса, делая его более гибким и адаптивным. ИИ облегчает доступ к знаниям и стимулирует как преподавателей, так и учащихся развивать аналитические и исследовательские навыки, способствует подготовке нового поколения специалистов, готовых к решению сложных технологических задач.
Но всё же первый вопрос, который возникает при упоминании ИИ в связке с образованием, — сможет ли нейросеть в ближайшем будущем заменить педагога? Исключение учителя из процесса образования или перевод всех учащихся на удаленное обучение — это неправильная цель для цифровизации отрасли. Автоматизация должна преследовать цели повышения качества обучения для учащегося и упрощения работы учителя. И здесь мы видим множество направлений в образовании, где ИИ уже может найти применение в ближайшем будущем.
Одной из очевидных функций ИИ в образовательном процессе считается автоматизация рутинных задач. Проверка домашних заданий, тестов, анализ успеваемости, формирование отчетности могут эффективно выполняться ИИ, освобождая преподавателей от рутинной работы и позволяя сосредоточиться на более сложных и творческих аспектах обучения. ИИ уже способен решать даже такие сложные задачи, как проверка сочинений. Например, в 2022 году «Наносемантика» приняла участие разработке автоматического решения для проверки сочинений по ЕГЭ на русском и английском языках. Разработчики создали ИИ, который делает проверку письменной работы ученика с эффективностью 105,49% по сравнению с результатами проверки от учителей-экспертов.
Один из ярких примеров использования ИИ в образовательном процессе — генеративный ИИ, известный как бот CS50, который был внедрен летом 2023 года в Гарвардском университете. Бот был разработан для помощи студентам в рамках вводного курса по информатике. Он предоставляет дополнительные материалы, помогает студентам лучше понимать материал и получать обратную связь в режиме реального времени, что способствует более глубокому усвоению знаний.
Но, несмотря на помощь ИИ в образовательном процессе, он пока не может полностью заменить человеческий опыт и интуицию, особенно там, где требуются воспитание, проявление эмоционального интеллекта и эмпатии или понимание неизмеримых понятий, таких как гармония и красота, ведь зачастую задача учителя состоит в том, чтобы найти тонкий баланс отношений и понимания с учеником, спровоцировать интерес и раскрыть его потенциал. Наставник может вдохновлять, мотивировать и поддерживать учащихся в трудные моменты, что очень важно для их развития и успеха.
ИИ может обрабатывать и анализировать огромные объемы информации, собранной в ходе учебного процесса. Он способен помочь определить наиболее востребованные курсы, оценить их содержание и указать, как адаптировать учебные программы к потребностям студентов и требованиям рынка труда.
ИИ может отслеживать прогресс обучения ученика и определять области, в которых учащийся испытывает трудности. На основе этих данных преподаватели могут корректировать индивидуальную программу и включать в нее элементы геймификации. ИИ способен давать студентам рекомендации по карьерному пути на основе их интересов, способностей и академических достижений.
Использование инструментов ИИ, технологий виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR) открывает практически безграничные возможности для создания увлекательных интерактивных уроков для учащихся всех возрастов.
Также искусственный интеллект может управлять физической учебной средой: например, регулировать освещение и температуру в классе, автоматизировать различные административные задачи, такие как планирование расписания и управление документами, оптимизировать использование учебных ресурсов — библиотек и лабораторий.
Однако возникает ряд этических и социальных вопросов.
Например, могут ли учащиеся использовать генеративный ИИ для выполнения домашних заданий? Большинство преподавателей считают, что ИИ вредит развитию навыков письма. Генерируемые нейросетью тексты все еще требуют значительной доработки со стороны человека. ИИ может «галлюцинировать», генерируя недостоверную информацию, тем самым вводить студентов в заблуждение. В результате ряд вузов развитых стран полностью запрещает использование нейросетей при написании работ. Но насколько такие запреты реальны?
Согласно опросу Skillfactory, половина студентов в России регулярно использует нейросети для учебных целей. К ChatGPT обращаются 93% участников опроса. При проверке работ преподаватели могут использовать «детектор ИИ», но такие сервисы могут ошибочно маркировать тексты, если в них много штампов, слишком яркая стилистическая окраска, тексты написаны ребенком или не на родном языке. Это может привести к несправедливой оценке и нарушить права ученика, который на самом деле писал работу самостоятельно.
ИИ неизбежно изменит процесс образования, как это сделали компьютеры и интернет десятилетия назад. Вместо абсолютных запретов необходима тонкая интеграция ИИ в образовательный процесс, обеспечивающая безопасную среду и «академическую честность». Но в любом случае я верю, что процесс сближения и интеграции различных технологий создаст более эффективную образовательную среду, а воспитание и наставничество мы сохраним за учителем-человеком.
Автор — научный сотрудник лаборатории нейросетевых технологий и прикладной лингвистики МФТИ, заместитель гендиректора ГК «Наносемантика».
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора.