Канатная дорога на плато горы Ай-Петри с 16 ноября возобновит работу. Захватывающий подъем под самые облака вновь доступен после месячного перерыва на технические работы. Но по-прежнему только со средней станции «Сосновый бор» — на нижнюю площадку в Мисхор канатка уже не вернется.
КАРУСЕЛЬ НА ГОРУ.
Уникальный фуникулер, входящий в десятку достижений инженерной мысли благодаря примененному принципу «маятника» и двухкилометровому пролету без опор, прекратил работать осенью 2022 года. Тогда причиной остановки назвали передачу подъемника из муниципальной в республиканскую собственность для реализации инвестиционного проекта. По его окончании на Южном берегу должна была появиться современная канатная дорога, а территория плато Ай-Петри в районе верхней станции — получить инфраструктуру и объекты туристического сервиса. Имя инвестора не называлось, но в конце 2023 года о своих планах построить канатную дорогу на Ай-Петри заявил курортный комплекс «Мрия», пообещав фуникулер карусельного типа. Однако в начале мая заработала прежняя канатка, правда, уже со средней станции, куда пассажиров подвозили на автобусе от туристического центра «Ай-Петри» с площадкой для машин и отстоя экскурсионных автобусов.
«По канатной дороге мы выступаем партнером, и наша задача была поддержать и правильно организовать логистику. Все эти пробки на нижней станции причиняли проблемы Воронцовскому парку и отелям, — рассказал генеральный директор “Мрии” Самвел Саруханян. — Почему мы на это пошли? Мы готовим новый проект канатной дороги, который притормозился из-за санкций. Те, с кем мы готовили проект, сегодня ни его передать, ни поставить нам канатную дорогу не могут. И мы из-за этого сделали паузу. Думаю, что в начале следующего года мы сможем проект презентовать, завершив все подготовительные этапы».
Это будет канатная дорога карусельного типа, где много кабинок, движущихся друг за другом. Таким образом, количество пассажиров возрастет, как и время эксплуатации, поскольку новый подъемник не надо останавливать при сильном ветре, как это происходит сейчас. Но и действующая канатка в состоянии перевезти полмиллиона пассажиров в год. И этого достаточно, если учесть, что посмотреть на панораму Южного берега, подняться на «Зубцы Ай-Петри» и пройти между ними по подвесному мосту туристы приезжают один раз. Как и прокатиться на «ватрушке» зимой, когда внизу на морском побережье можно обойтись без куртки и шапки.
БЕЗ ВОДЫ НЕ ПОЕДЕТ.
Чтобы подниматься на Ай-Петри чаще, там нужно организовать досуг и сервис. Прежде эту функцию выполнял нелегальный рынок со множеством кафе, прогулками на лошадях и верблюдах. Теперь в планах строительство на верхней станции канатной дороги торгово-развлекательного центра, в который будет интегрирована сама платформа посадки и высадки пассажиров. Однако предыдущие проекты строительства объектов торговли и сервиса остались нереализованными, поскольку на плато Ай-Петри нет источников пресной воды. Для накопления нужно строить резервуар или реанимировать столетнее водохранилище Сикорского, чаша которого пострадала при землетрясении 1927 года.
Также в отсутствие воды упирается создание горнолыжного курорта на плато, поскольку снег здесь не держится плотным покровом и может за всю зиму пролежать пару недель. И для полноценного зимнего курорта нужно ставить снежные пушки, которым потребуется вода. Чем сложнее ее доставить наверх в нужном объеме, тем выше будут затраты и, соответственно, цены на отдых. При транспортной досягаемости курортов Красной поляны и Домбая бизнес-модель горнолыжного зимнего Крыма не клеится.
МУЗЕЙ В МАШИННОМ ОТСЕКЕ.
Сама канатная дорога «Мисхор — Ай-Петри» тоже является объектом туристического интереса. Она внесена в книгу рекордов Гиннеса и благодаря уникальным механизмам почти 40 лет добросовестно перевозит пассажиров.
«Что касается существующей канатной дороги, то мое мнение: из нее нужно сделать экскурсионный объект, памятник инженерной мысли. Мы много раз показывали машинное отделение станции, и все в восторге от примененных механизмов. Об этом надо рассказывать туристам, и дорога должна продолжать функционировать», — считает Саруханян.
КСТАТИ.
Проектом канатной дороги от 1967 года был предусмотрен обязательный приют для пассажиров — временное укрытие на случай непогоды. Особенно в зимний период, когда шквал и ураган могут подняться неожиданно. Кроме приюта, на плато предлагалось сделать музейный комплекс с планетарием и экспозицией о геологии Крымских гор.
Время работы канатной дороги в зимний период с 10:00 до 17:00, понедельник и вторник — выходные.
Стоимость билетов в обе стороны:
900 рублей — взрослый.
600 рублей — детский.