Споры с соседями для многоквартирных домов — дело нередкое. Но иногда они принимают пугающий масштаб. Так, жильцы сразу трех МКД из Донецка Ростовской области жалуются на одну единственную бабушку. Мол, от нее страдают животные, пенсионеры и даже дети. Узнали о ситуации подробнее и спросили у специалистов, что делать, если в вашем доме поселился «замечательный» сосед?
«НЕНАВИДИТ И ВСЕМ КРИЧИТ ОБ ЭТОМ».
— Ох и натерпелись мы с нашей соседкой Марией Петровной. Ей уже за 70 лет. Живет с дочкой, которая по состоянию здоровья требует опеки и во взрослом возрасте. И в последние годы пожилая мама стала нападать на самых слабых во дворе, — заявляет 48-летняя Илона.
Началось все с того, жалуются местные жители, что соседка невзлюбила местных котов.
— Сердобольные женщины подкармливают бездомышей, но не у крыльца, а с обратной стороны дома, подальше, чтобы не раздражать тех, кто животных не любит. А Мария Петровна кошек не просто невзлюбила — она их ненавидит и всем кричит об этом. Швыряет из своего окна объедки, на которые сбегаются усатые, а потом бросает в них камни, не глядя, есть ли рядом люди или машины. Потом спускается во двор пополнять запасы и ходит с карманами, набитыми «снарядами».
В самые жаркие дни лета жильцы выходили после несговорчивой соседки и наполняли кошачьи миски с водой.
— Она ходила по двору и все переворачивала. Говорила, что так можно быстрее животных сжить со свету. На тех же, кто бездомных котов привечает, — в основном это пенсионерки — бросается оскорблять.
Конфликт начался из-за кошек, что некоторые жильцы подкармливают недалеко от дома. Фото: читательница «КП — Ростов-на-Дону» Илона.
«ОНА МЕНЯ ПРИБЬЕТ!».
Громкие сцены женщина устраивает не только днем.
— И в два часа ночи, бывает, с балкона орет, что проклинает нас, желает нам мучительной кончины.
За последние три года, что Мария Петровна борется с пушистыми, количество хвостатых во дворе заметно сократилось. Осталось только шестеро самых стойких.
Однако порой страдают не только звери.
— Она льет воду из ведер с четвертого этажа, завидев кошек. В один из таких случаев досталось и людям. Наши пенсионерки собрались у палисадника, а «добрая» соседушка опрокинула из окна ведро холодной воды. В итоге облила одну из женщин, у которой вообще-то проблемы с сердцем. Бедолаге от такого стресса стало плохо, но заявление в полицию она писать побоялась. Сказала: «Она меня тогда совсем прибьет!».
«ЗНАЕШЬ, ЧТО ТАМ С ТОБОЙ СДЕЛАЮТ?».
Соседка по подъезду боится Марии Петровны еще пуще. Пенсионерка теперь тащит переноску со своим Мурзиком за два-три квартала от своего двора, чтобы кот мог погулять в безопасности.
— Эта Мария пнула кота, стукнула его щеткой и устроила с хозяйкой драку в подъезде со словами «Я и твоего кота, и тебя убью!». Соседи их разнимали, полиция даже приезжала! — говорит Илона.
Женщина не представляет, как можно жить в одном подъезде с необычной соседкой.
— В основном здесь живут пенсионеры. А тут на свое горе еще заехала молодая пара с детьми. Дочка, младшеклассница, выходила из подъезда с собакой на поводке — вела на выгул. И тут столкнулась с этой бабушкой «божьим одуванчиком». Та ребенка в углу зажала и давай запугивать: «Если еще раз увижу с собакой, тебя увезут далеко-далеко. И знаешь, что там с тобой сделают?» Как результат — у ребенка случилась истерика. Мама девочки терпеть не стала и вызвала полицию.
Жильцы дома неоднократно вызывали полицию после выходок соседки. Светлана МАКОВЕЕВА.
«СМОТРИТЕ, КАКИЕ СИНЯКИ ОСТАЛИСЬ!».
Как утверждают жильцы, их горе-соседка жалуется, что кошек в прямом смысле на дух не переносит.
— Она кричит: «У меня аллергия на кошек! Я их ненавижу!» Но почему-то все время идет туда, где они сидят. В своем почтенном возрасте перескакивает через ограждение для клумбы, где сидят хвостатые. Они от одного ее голоса в землю вжимаются, а при виде — кидаются врассыпную. Тот, у кого аллергия на мандарины, наверное, не будет за ними гоняться по рынку.
СУД — ШТРАФ, СУД — ШТРАФ.
По словам жильцов, они много раз пытались привести в чувство беспокойную соседку. Приглашали на беседу сотрудников правоохранительных органов, жаловались в суд и на жестокое обращение с животными, и на конфликты с людьми. Мария Петровна уже не раз выплачивала штрафы.
— Человек в суде заявил, что ненавидит «животных, детей и людей» и что «плевала на штрафы и закон». Так и сказала: «Куда бы вы ни жаловались, ничего не добьетесь!».
— После очередного такого штрафа из-за моего заявления она кинулась на моего маленького ребенка, — рассказывает женщина из соседнего подъезда, вышла во двор с мужем и восьмимесячной дочуркой. — Малышка была на руках у мужа. Я встала перед ребенком, загородила путь и думала, что сейчас придется драться, — делится молодая мать.
Суд не раз выписывал пенсионерке выплатить штраф. Артем КИЛЬКИН.
«НАМ СТРАШНО».
Илона признается, что соседи опасаются и за своих детей, и за пожилых родителей. Даже за дочку Марии Петровны.
— Валентине около 50 лет, она признана недееспособной. Женщина раньше следила за собой, общалась с соседями. А сейчас ее совсем закрыли: сидит в четырех стенах и видит только маму. На улице встречаем ее раз в месяц в день пенсии. Мама ведет ее в магазин, а на обратном пути Валя тащит неподъемные сумки.
Убедившись, что административные штрафы не умерили пыл агрессивной соседки, жильцы стали добиваться ее проверки психиатром. Составили даже коллективную жалобу, которую на сегодня подписали 14 человек.
— Нам страшно, чем это все обернется и для ее дочери, и для всех нас. А какой пример видят дети? Жестокое обращение с животными, хамство в отношении жильцов. Но как нам всем быть? Не съедут же люди из трех домов из-за одной соседки?
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА.
Сергей Выгонский, главный внештатный специалист по психиатрии минздрава Ростовской области.
— Рассмотрим закон о психиатрической помощи. Есть три случая, когда психиатр может освидетельствовать и назначить недобровольное лечение без согласия пациенту с тяжелым психическим расстройством по решению суда:
— Во-первых, при угрозе пациента для окружающих или самого себя;
— Во-вторых, беспомощное состояние, когда человека находят, например, на улице, и он не понимает, что происходит;
— В-третьих, неспособность осознать наличие у себя психического расстройства и ухудшения его состояния без психиатрического лечения.
Если у недееспособного психически больного есть опекун, для госпитализации не требуется решение суда — достаточно согласия опекуна.
И уже на основе врачебного заключения суд решает, нужно ли недобровольное лечение или можно обойтись амбулаторным. Подчеркну, что недобровольное и принудительное лечение — разные понятия. Второе относится исключительно к лицам, совершившим уголовное преступление.
Обращу внимание, что даже при назначении недобровольного лечения пациента госпитализируют в стационар не навсегда, а на время. Обычно это полтора-два месяца. Терапия снимает острые симптомы, и человека отправляют лечиться уже домой и являться к психиатру по месту жительства.
Для хронических больных действуют специализированные социальные учреждения, в народе называемые психинтернатами. Там люди находятся до конца жизни.
Должен сказать, что недобровольное лечение встречается реже, чем по добровольному согласию. Также добавлю, что алкоголизм или асоциальный образ жизни без психического заболевания — не повод для недобровольной госпитализации.
Антон Иванов, юрист.
— В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Закона «О психиатрической помощи и гарантиях граждан при ее оказании», психиатрическое освидетельствование может быть проведено без согласия самого человека или его законного представителя. Это возможно в случаях, когда по имеющимся данным обследуемый совершает действия, которые дают основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства.
Важно добавить, что заявление может быть подано врачу-психиатру не только родственниками пациента, подлежащего психиатрическому освидетельствованию. Но и врачом любой медицинской специальности, должностными лицами и иными гражданами.