
Падение на 25% по количеству и на 20% в денежном выражении по отношению к февралю прошлого года — информацию о такой разнице в продажах билетов на мартовские спектакли в Москве предоставил «Известиям» Kassir.ru. Билетный оператор Moscow Show фиксирует по тому же критерию падение продаж на 70%. Падение подтверждает МТС Live. Всё потому, говорят площадки, что с 15 марта на спектакли почти всех театров Москвы можно попасть только по документам, как на самолет или поезд: эта мера должна помогать бороться со спекулянтами. «Известия» разбирались в последствиях театрального эксперимента.
Куда продают билет по паспорту.
В конце ноября 2024 года столичные власти заявили о введении новых правил продажи билетов на спектакли учреждений, подведомственных департаменту культуры Москвы. Согласно им, 63 театра и 36 концертных залов, в том числе «Ленком Марка Захарова», Театр Пушкина, Театр Олега Табакова, «Современник», Театр эстрады, вводят паспортный режим. Для покупки билетов на мероприятия с посадочными местами, которые намечены с 15 марта 2025 года, зрителям требуется указать данные удостоверяющего личность документа — необязательно паспорта, можно использовать свидетельство о рождении и ряд других документов. На входе в театр соответствие билета этим документам будет проверяться.
Фото: РИА Новости/Владимир Вяткин.
Нововведение призвано улучшить контроль над продажей билетов и повысить безопасность посетителей. Под этим подразумевается борьба со спекулянтами, которые скупают билеты на самые востребованные спектакли и затем продают по завышенным ценам. В феврале, когда почти все площадки начали продажи на март, билетные операторы заявили о снижении объемов.
— В феврале 2025 года спрос на мартовские представления в московские театры снизился на 25% по количеству и на 20% в денежном выражении по сравнению с тем же периодом 2024 года, — рассказала «Известиям» генеральный директор ГК Kassir.ru Елена Глуховская. — Новые правила, безусловно, усложняют покупку, а также вызывают опасения и непонимание у тех, кто планировал дарить билеты, например, перед 8 Марта. Конечно, любое нововведение требует времени для привыкания и более ясного понимания, как приспособиться к новым правилам. Несомненно, истинные любители театра через какое-то время привыкнут и опять станут покупать билеты.
Серьезнее ощутили спад в компании Moscowshow. У них снижение уже на 70%.
— Планируя проведения мероприятий после 15 марта, мы вынуждены арендовать площадки неподведомственных департаменту культуры театров и концертных залов, — поделилась с «Известиями» пресс-секретарь компании Дарья Бурлакова. — Новые правила повлекут за собой реальные многомиллионные потери подведов депкультуры. Они не смогут зарабатывать на проведении арендных мероприятий.
Фото: ТАСС/Шарифулин ВалерийТеатр «Ленком Марка Захарова».
Снижение, не предоставляя точных цифр, фиксируют и в МТС Live (Ticketland, Ticketsloud), однако отмечают, что точную оценку давать всё же рано.
— Мы видим небольшое снижение, но оно обусловлено несколькими факторами: еще не все театры вывели репертуар после 15 марта в продажу, реализация изменений сбора данных и протоколов передачи информации находится в процессе доработок и тестирования, например, сбор персональных данных в кассах, — рассказал «Известиям» директор по развитию билетного бизнеса МТС Live Денис Вайнштейн. — Также часть пользователей действительно не готова оставлять персональные данные и заполнять дополнительные поля и сведения. Тем не менее, по нашим прогнозам, спад продаж будет незначительным.
Фото: РИА Новости/Евгения Новоженина.
Именной билет — это эксперимент, и, как с любым экспериментом, только время покажет, насколько он оказался успешным или провальным, считает руководитель и продюсер Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония» Гаянэ Шиладжян.
— На сегодня все организаторы концертов наблюдают резкий спад продаж после мартовских праздников, — отмечает она.
На свидание по паспорту.
Зрители опасаются, что, указывая паспортные данные, они могут стать жертвой мошенников.
— Не все разбираются, действительно ли они покупают билет на сайте театра или это сайт двойник, — поделился с «Известиями» старший администратор одного из театров. — Сколько мы уже видели двойных билетов, плачущих зрителей, которые заплатили мошенникам. Бандиты стали изобретательней. Под видом сайта театра они будут делать страницы, на которых люди сами будут писать паспортные данные. Где гарантия, что данными не смогут воспользоваться третьи лица?
Фото: РИА Новости/Илья Питалев.
О своих негодованиях они пишут в театральных пабликах. Кроме прочего, теперь труднее купить билет в подарок или пригласить девушку на свидание.
«Я хотел устроить первое свидание на спектакле в Театре юного зрителя. Подруга мечтала побывать на премьере “Собачье сердце”. А теперь я должен просить у нее паспорт. Сюрприз отменяется, а еще и подозрений в мой адрес могу не избежать», — пишет Сергей.
«Моя мама хотела купить билеты в подарок учительнице, но от нее в кассах потребовали паспорта всех, кто пойдет», — разочарована Ксения.
В чатах на сайтах театров пользователи возмущаются, что будто бы незаконно требовать от них личные данные. Кроме того, это еще и небезопасно: вдруг эти данные украдут.
— Есть статья 52.1 «Основ законодательства РФ о культуре», которой допускается реализация именных билетов, абонементов и экскурсионных путевок организаторами массовых и культурных мероприятий, администрацией музеев, театров, домов культуры и т.д. Если билет именной, то он признается действительным только при условии предъявления документа, позволяющего подтвердить личность (обычно это паспорт или равнозначный документ, сейчас это по общему правилу можно сделать даже с помощью аккаунта на «Госуслугах»). Если данные не совпадают, то, увы, для предъявителя билет/абонемент/путевка не будут считаться действительными, — объяснила гендиректор юридической компании Enterprise Legal Solutions Анна Барабаш.
Фото: ТАСС/Геодакян АртемМосковский государственный Театр эстрады.
При этом законом допускается возможность передачи такого билета другому лицу, но при соблюдении ряда условий. Во-первых, организатор мероприятия или администрация учреждения должны быть об этом заблаговременно уведомлены в порядке, установленном договором, который стороны заключают при реализации билета. Во-вторых, если он передается на возмездной основе, цена его перепродажи не может превышать его изначальной стоимости, то есть спекуляция билетами на мероприятия законом не допускается.
«Известия» отправили запросы в московские театры, на которые распространяется решение департамента культуры Москвы, но открыто комментировать эксперимент никто не готов.
— Для нас это приказ, а это как в армии — нет шанса не выполнить приказ, — сказали на условиях анонимности в одной из администраций. — Каждый театр должен сам решать, подходят ему такие меры или нет.
Как защитить данные от мошенников.
Федеральные театры, на которые не распространяется эксперимент департамента культуры Москвы, оказались в привилегированном положении. Источники там сообщили «Известиям», что у них пока проблем нет и билеты раскупаются так же бойко, как раньше. Но некоторые театры вслед за ГАБТ вводят паспортный контроль сами. Так, в репертуаре Театра Вахтангова 64 спектакля, и на три самых популярных администрация с декабря 2024 года ввела именные билеты, чтобы прекратить спекуляцию. Ежемесячно театр сталкивается с тем, что в день старта продаж на хиты билеты скупались за несколько минут. Еще через несколько минут они появлялись на сайтах перекупщиков и на других ресурсах — в три-четыре раза дороже номинала.
Фото: РИА Новости/Михаил ВоскресенскийЗдание Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова.
— Чтобы оценить эксперимент, надо понимать, зачем он вводится, — рассказал «Известиям» директор Театра имени Е. Вахтангова Кирилл Крок. — Если для борьбы со спекулянтами, так в большинстве театров о таких проблемах и не знают. Если это эксперимент, то обычно его проводят на трех-четырех учреждениях. Сначала вводится, по ходу эксперимента — адаптируется. Я постоянно слышу от коллег из московских театров, что у них упал трафик продаж билетов. Люди не хотят мириться с непонятными нововведениями. Такое решение затрагивает огромное количество людей, зрителей, театры, их доходы, на которые многие живут.
Как говорит Кирилл Крок, прежде чем такие основополагающие решения принимать, надо собрать театральное сообщество, объяснить, обсудить, подумать, какие риски возможны и к чему это может привести, пойдут зрители или нет, на сколько снизится трафик. Если же именные билеты вводятся с тем, чтобы пересчитать по головам зрителей или собрать какую-то статистику, то это делается проще.
Фото: РИА Новости/Владимир ФедоренкоДиректор Театра имени Евгения Вахтангова Кирилл Крок.
— Когда люди покупают билет, они оплачивают его через банковский терминал или вводят данные карты при онлайн-покупке, и тут же ясно, кто осуществляет трансакцию, — говорит Кирилл Крок. — А уж к банковской карте привязаны все документы. Любой маркетплейс, билетный оператор, работающий через интернет, вам подтвердит, что они располагают информацией, кто и что у них приобретает.
Сейчас же театры обсуждают, как работать в новых условиях, узнали «Известия». Некоторые ввели продажу подарочных сертификатов. Так, на сайте Театра Олега Табакова можно приобрести подарок по номиналу от 3 тыс. до 30 тыс. рублей. То есть вы дарите не билеты, а сертификат, а его обладатель сам покупает билеты и вводит паспортные данные.
В другом театре «Известиям» рассказали, что планируют не сличать паспортные данные в билете и документе на входе. Просто будут отрывать корешки и пропускать зрителя в зал. «Вы понимаете, у нас нет возможности увеличить штат билетеров, охраны, чтобы они оперативно пропускали зрителей, — поделился с редакцией собеседник на условиях анонимности. — Нет и помещения в театре, где зрители бы могли собираться в большом количестве, чтобы не мерзнуть в очереди на вход на улице».
С этой позицией согласен Кирилл Крок. Проверка задержит спектакль. А в театре, где на Основной сцене есть постановки, идущие по пять часов, такие опоздания ощутимы. Да и раздражение зрителей копится.
— Однажды у нас зависли сканеры, которые считывают штрихкод с билетов, была кибератака на театр, и пришлось перезагружать сервер, заняло это десять минут, спектакль начался с 20-минутным опозданием, и для всех это было очень болезненно, — вспоминает Кирилл Крок. — Уже сейчас люди отказываются от похода в московские театры. Таким образом выражают протест нововведениям. Когда мы открыли продажи на март и на апрель — у нас никогда такого не было, чтобы уже со старта в кассе не осталось ни одного места. Всё раскупили очень быстро. И это мы связываем с тем, что люди боятся и не хотят ходить по новым правилам в московские театры.
Фото: пресс-служба Театра им. Евгения Вахтангова Театр им. Евгения Вахтангова. Спектакль «Война и мир».
Переход на продажи по именным билетам — это небыстрый процесс, который связан со сбором персональных данных, с дополнительными бюрократическими аспектами, документацией и доработками билетных систем и сайтов. Как замечает Денис Вайнштейн, задача билетного оператора — защитить персональные данные и обезопасить их передачу, обеспечить удобный и легкий пользовательский путь клиента при покупке билетов по документам на витринах.
— К этому мы подготовились вместе со многими департаментами: службой безопасности, разработки, поддержки, продаж — данные хранятся на специальной облачной платформе в маскированной виде и полностью защищены, — сказал он.
«Известия» направили запрос в департамент культуры города Москвы. Сейчас группа деятелей культуры готовит письмо на имя мэра Москвы с просьбой изучить предварительные итоги эксперимента (проект обращения есть в распоряжении редакции).