Губернатор Севастополя ответил на непростые вопросы про бензин

Вопросы про бензин — едва ли не самые острые этим летом. Как заметил губернатор Севастополя Михаил Развожаев, вопросы эти делятся на две категории: почему идет рост цен и «власти ничего с этим не делают», и периодические вопросы о том, почему на каких-то заправках случаются перебои или ограничения с каким-то конкретным видом топлива, как было недавно с АИ-95.

Источник: Reuters

Развожаев постарался ответить на эти непростые вопросы. Сейчас в Севастополе перебоев с топливом нет. Почему проблема вообще такая возникла? Потому что поставки топлива на Крымский полуостров осуществляются морским транспортом. Любой шторм, ограничения на хождения морского транспорта нарушают график поставок. Мы направили в адрес Минэнерго России, Минтранса России обращение о необходимости увеличения пропускной способности паромной переправы, при необходимости привлечения частных судов, — отметил губернатор. Цены на ГСМ.

Региональные власти не имеют полномочий влиять на стоимость топлива, подчеркнул губернатор Севастополя. Поставку топлива в розничные сети АЗС основные нефтетрейдеры Севастополя осуществляют через закупку всех видов топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. По моему поручению ежедневно идет мониторинг цен и запаса топлива по основным нефтетрейдерам Севастополя ООО «ТД Крым-Оил» (сеть заправок TES) и ООО «Крым Ойл» (сеть заправок ATAN).

По моему поручению также Горхоз отправил ходатайство в ФАС об анализе цен на топливо в Севастополе и о запросе на проведение проверки в пределах компетенции обоснованности роста цен на автомобильный бензин и дизельное топливо на сетях АЗС в городе Севастополе. ФАС в данный момент работу такую ведет, о ходе расследования информация не публикуется, чтобы не повлиять на исход рассмотрений. Ждём, — уточнил Развожаев. Экономические аспекты ценообразования.

По официальным данным, за месяц биржевая стоимость АИ-95 выросла примерно на 4,3%, а с начала лета — на 12,6%. Почему идет рост? Причин много: высокий спрос, отказ мониторингового комитета ОПЕК+ (международная межправительственная организация, созданная нефтеэкспортирующими странами в целях контроля квот добычи на нефть) менять квоты на добычу нефти (сокращение добычи нефти приводит к повышению цен), а также корректировка демпфера (механизм выплат нефтеперерабатывающим заводам из бюджета части разницы между экспортными и установленными государством индикативными ценами на топливо при его поставках на внутренний рынок) путем снижения вдвое. К росту цены на бензин приводит дорожающая нефть (экспортные цены на нефть Urals за три месяца выросли примерно на 10%). Минэнерго, ФАС, Минфин РФ работают над решением этой проблемы. Так Правительством РФ для снижения роста цен принято постановление от 01.08.2023 № 1244 об увеличении нормативов продаж нефтепродуктов на бирже: для бензина с нынешних 12% до 13% от производства, для дизтоплива — с 8,5% до 9,5%. Прогнозируется, что это должно помочь стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке бензина и дизеля, — рассказал губернатор Севастополя. Добавим к этому, что все-таки колебания биржевых цен вряд ли привели к таким скачкам цен в рознице, на автозаправках Крымского полуострова. В стоимости бензина налоги, акцизы и сборы имеют больший вес: 20% НДС, 30% налога на добычу полезных ископаемых, 21% — акцизы и сборы. Поэтому «дешевым» бензин в современных реалиях быть не может по определению… Дело не в налогах и не в бирже. Сезонные скачки цен на ГСМ в Крыму наблюдаются каждое лето и связаны со спросом и логистикой. Ну и, понятное дело, с самым главным законом современного бизнеса — «не упусти свою выгоду, повышай свой доход» (на всех стадиях «цепочки» от нефти в скважине до бензина на АЗС).

Конечно, можно ждать итогов разбирательств ФАС, но властям нужно помнить: любое обещание, прозвучавшее громко и резко, может остаться обещанием, что явно не поднимет авторитет государственных мужей-риторов. Не можем влиять на цены — не надо говорить, что «не допустим», «всех посадим», «не позволим». Речами рыночных законов не перекрыть и популистскими социалистическими лозунгами построенный капитализм не улучшить.