Что из себя представляет самолет Ан-22
Ан-22 — советский тяжелый транспортный самолет, первое турбовинтовое широкофюзеляжное судно в Союзе. Использовался для перевозки крупногабаритного груза, в том числе — военной техники и войск. С самолета также возможно десантирование.
Получил обозначение «Антей» — в честь непобедимого великана из древнегреческих мифов. Следящие за разработками Союза военнослужащие НАТО по понятным причинам не стали использовать советскую кодификацию и придумали для Ан-22 собственное, более приземленное во всех смыслах имя — «Петух».
История создания Ан-22
Разработка самолета началась в СССР в 1960 году. Площадкой для работ стало конструкторское бюро Олега Константиновича Антонова, а возглавил процесс местный заместитель главного конструктора, Алексей Белолипецкий. Собственно, сокращение «Ан» — именно от фамилии руководителя бюро.
Первый полет Ан-22 состоялся 27 февраля 1965 года. В этот день самолет преодолел путь от служебного аэродрома авиазавода на соседний аэродром в Киевской области. В эксплуатации судно с января 1969 года, его серийное производство развернулось на Ташкентском авиазаводе.
Технические характеристики самолета Ан-22
Ниже — основные характеристики самолета.
| Максимальная взлетная масса | 250 т |
| Длина | 57 м |
| Размах крыла | 64,4 м |
| Высота | 12,53 м |
| Экипаж | 5—7 человек |
| Грузоподъемность | 60 т |
| Максимальная скорость | 650 км/ч |
| Крейсерская скорость | около 560 км/ч |
| Практическая дальность полета | 5,2 тыс. км |
| Двигатели | 4 × ТВД НК-12МВ |
Модификации Ан-22
Отметим самые известные модификации самолета.
1. Ан-22А. Вариант самолета с воздушными стартерами и увеличенной до 250 тонн взлетной массой.
2. Ан-22ПЗ «Перевозчик». Разработан для транспортировки крупногабаритных деталей Ан-124 и Ан-225.
3. Ан-22ПС. Поисково-спасательная версия самолета.
4. Ан-22ПЛО. Сверхдальний «Ан» с ядерной силовой установкой.
5. Ан-22Р. Еще одна «боевая» версия самолета с комплексом баллистических ракет воздух-поверхность на борту.
Стоит отметить, что из всех модификаций в серийное производство пошли только Ан-22А и Ан-22П3.
Сравнение Ан-22 с другими самолетами
Рассмотрим характеристики Ан-22 в сравнении с другими самолетами из категории транспортников.
Сравнение Ан-22 и C-130 Hercules
Ан-22 часто сравнивают с американским «Геркулесом». В том числе из-за названия: дело в том, что по мифологии именно Геракл (в древнеримской адаптации — Геркулес) смог одолеть непобедимого великана, «подарившего» имя самолету Ан-22.
Что касается суровой реальности, то грузоподъемность у C-130 — всего 18,9 тонны (у Ан-22 — до 80 тонн). Это рабочая лошадка для локальных миссий, посадки на грунт и доставки грузов в зону боевых действий — самолет совсем другого типа.
Ан-22 значительно превосходит американского соперника по всем ключевым параметрам: грузоподъемности, объему фюзеляжа, дальности, скорости. Но тот обыгрывает «Антея» по доступности и распространенности: «Геркулес» эксплуатируют по всему миру, и уже в конце прошлого столетия самолеты этой модели налетали по всему миру 25 млн часов.
Сравнение Ан-22 и Ил-76
Если Ан-22 стал символом тяжелой транспортной авиации СССР 1960−1970-х, то Ил-76 — это ее новое поколение, более универсальное и технологичное. В отличие от гигантского «Антея», Ил-76 заметно компактнее. Но при несоответствии габаритов разница в грузоподъемности не так велика: до 60 тонн у Ан-22 против 50—60 тонн у поздних модификаций Ил-76МД-90А.
В феврале 2024 года Ан-22 ВКС РФ официально прекратили эксплуатацию Ан-22 в пользу турбореактивных Ил-76МД-90А.
В каких боевых действиях использовали самолет
Перечислим основные конфликты с участием Ан-22.
1. Боевые действия в Афганистане и Чечне.
2. Многочисленные межнациональные конфликты после распада СССР.
3. Вывод Западной группы войск СССР из восточной Европы.
Также Ан-22 применяли при ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и землетрясения в Армении в 1988 году.
Интересные факты об Ан-22
Ниже — необычные факты об Ан-22.
1. По злой иронии судьбы последний в эксплуатации Ан-22 не смог заслуженно уйти на пенсию: 9 декабря 2025 года самолет разбился в Ивановской области, все семь членов экипажа погибли при крушении.
2. По кодификации НАТО Ан-22 — «Петух». Такое прозвище придумали самолету на Западе — Cock. За безотказность его также называли «калашниковым», а за выносливость — «слоном».
3. На счету Ан-22 41 мировой рекорд. А до 1968 года «Антей» был крупнейшим военно-транспортным воздушным судном в мире.

