Самолет Ан-22: устройство, история создания, интересные факты

Этот советский транспортник служил верой и правдой с 1969 года. Названный в честь великана из древнегреческих мифов самолет применяли в Афганистане и во время Чернобыльской катастрофы, где он не раз доказывал свою ценность. В 2025 году «Антей» потерпел крушение в Ивановской области: вспоминаем, чем еще известен Ан-22.

7 КАРТОЧЕК
  1. 1.
    Что из себя представляет самолет Ан-22
  2. 2.
    История создания Ан-22
  3. 3.
    Технические характеристики самолета Ан-22
  4. 4.
    Модификации Ан-22
  5. 5.
    Сравнение Ан-22 с другими самолетами
  1. 6.
    В каких боевых действиях использовали самолет
  2. 7.
    Интересные факты об Ан-22
Развернуть
Автор Новости Mail
1

Что из себя представляет самолет Ан-22

Ан-22 — советский тяжелый транспортный самолет, первое турбовинтовое широкофюзеляжное судно в Союзе. Использовался для перевозки крупногабаритного груза, в том числе — военной техники и войск. С самолета также возможно десантирование.

Получил обозначение «Антей» — в честь непобедимого великана из древнегреческих мифов. Следящие за разработками Союза военнослужащие НАТО по понятным причинам не стали использовать советскую кодификацию и придумали для Ан-22 собственное, более приземленное во всех смыслах имя — «Петух».

2

История создания Ан-22

Разработка самолета началась в СССР в 1960 году. Площадкой для работ стало конструкторское бюро Олега Константиновича Антонова, а возглавил процесс местный заместитель главного конструктора, Алексей Белолипецкий. Собственно, сокращение «Ан» — именно от фамилии руководителя бюро.

Первый полет Ан-22 состоялся 27 февраля 1965 года. В этот день самолет преодолел путь от служебного аэродрома авиазавода на соседний аэродром в Киевской области. В эксплуатации судно с января 1969 года, его серийное производство развернулось на Ташкентском авиазаводе.

3

Технические характеристики самолета Ан-22

Ниже — основные характеристики самолета.

Максимальная взлетная масса
250 т
Длина
57 м
Размах крыла
64,4 м
Высота
12,53 м
Экипаж
5—7 человек
Грузоподъемность
60 т
Максимальная скорость
650 км/ч
Крейсерская скорость
около 560 км/ч
Практическая дальность полета
5,2 тыс. км
Двигатели
4 × ТВД НК-12МВ
4

Модификации Ан-22

Отметим самые известные модификации самолета.

1. Ан-22А. Вариант самолета с воздушными стартерами и увеличенной до 250 тонн взлетной массой.

2. Ан-22ПЗ «Перевозчик». Разработан для транспортировки крупногабаритных деталей Ан-124 и Ан-225.

3. Ан-22ПС. Поисково-спасательная версия самолета.

4. Ан-22ПЛО. Сверхдальний «Ан» с ядерной силовой установкой.

5. Ан-22Р. Еще одна «боевая» версия самолета с комплексом баллистических ракет воздух-поверхность на борту.

Стоит отметить, что из всех модификаций в серийное производство пошли только Ан-22А и Ан-22П3.

5

Сравнение Ан-22 с другими самолетами

Рассмотрим характеристики Ан-22 в сравнении с другими самолетами из категории транспортников.

Сравнение Ан-22 и C-130 Hercules

Ан-22 часто сравнивают с американским «Геркулесом». В том числе из-за названия: дело в том, что по мифологии именно Геракл (в древнеримской адаптации — Геркулес) смог одолеть непобедимого великана, «подарившего» имя самолету Ан-22.

Что касается суровой реальности, то грузоподъемность у C-130 — всего 18,9 тонны (у Ан-22 — до 80 тонн). Это рабочая лошадка для локальных миссий, посадки на грунт и доставки грузов в зону боевых действий — самолет совсем другого типа.

Ан-22 значительно превосходит американского соперника по всем ключевым параметрам: грузоподъемности, объему фюзеляжа, дальности, скорости. Но тот обыгрывает «Антея» по доступности и распространенности: «Геркулес» эксплуатируют по всему миру, и уже в конце прошлого столетия самолеты этой модели налетали по всему миру 25 млн часов.

Сравнение Ан-22 и Ил-76

Если Ан-22 стал символом тяжелой транспортной авиации СССР 1960−1970-х, то Ил-76 — это ее новое поколение, более универсальное и технологичное. В отличие от гигантского «Антея», Ил-76 заметно компактнее. Но при несоответствии габаритов разница в грузоподъемности не так велика: до 60 тонн у Ан-22 против 50—60 тонн у поздних модификаций Ил-76МД-90А.

В феврале 2024 года Ан-22 ВКС РФ официально прекратили эксплуатацию Ан-22 в пользу турбореактивных Ил-76МД-90А.

6

В каких боевых действиях использовали самолет

Перечислим основные конфликты с участием Ан-22.

1. Боевые действия в Афганистане и Чечне.

2. Многочисленные межнациональные конфликты после распада СССР.

3. Вывод Западной группы войск СССР из восточной Европы.

Также Ан-22 применяли при ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и землетрясения в Армении в 1988 году.

7

Интересные факты об Ан-22

Ниже — необычные факты об Ан-22.

1. По злой иронии судьбы последний в эксплуатации Ан-22 не смог заслуженно уйти на пенсию: 9 декабря 2025 года самолет разбился в Ивановской области, все семь членов экипажа погибли при крушении.

2. По кодификации НАТО Ан-22 — «Петух». Такое прозвище придумали самолету на Западе — Cock. За безотказность его также называли «калашниковым», а за выносливость — «слоном».

3. На счету Ан-22 41 мировой рекорд. А до 1968 года «Антей» был крупнейшим военно-транспортным воздушным судном в мире.