Этот инцидент с «суперджетом» — самый крупный и самый трагический, но далеко не первый. 25 апреля произошло целых два экстренных приземления SSJ-100 — в Риге, из-за сбоя системы кондиционирования, и Волгограде, из-за частичной разгерметизации кабины. Только за двое суток — 4 и 5 февраля — в Шереметьево было зарегистрировано 7 ситуаций, когда лётчики самолётов «Сухого» докладывали о неисправностях датчиков скорости. А 27 января «Аэрофлот» оказался в анекдотической ситуации, когда борт на Ульяновск и на Дрезден приходилось заменять, а менять было не на что: 28 изделий «суперджетов» находились в ремонте.
В конце прошлого года глава компании «Победа» (дочка «Аэрофлота») Андрей Калмыков, в свою очередь, жаловался на то, что система подготовки пилотов в России «полностью развалена».
Примерно тогда же группа пилотов направила анонимное заявление в Следственный комитет. Они утверждали, что два государственных высших авиационных учебных заведения — Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации и Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б. П. Бугаева — работали без надлежащей лицензии в течение нескольких месяцев. У обоих вузов есть несколько филиалов по всей стране.
В 2018-м «Аэрофлот» пытался покрыть кадровый дефицит, приглашая на работу пилотов из военной авиации, «Россия» и та же «Победа» запрашивали квоту на наём иностранных лётчиков: своих не хватало, а те, что были, по словам Калмыкова, «не готовы летать даже вторым пилотом».
Причины случившейся вчера трагедии ещё предстоит установить: чёрные ящики найдены, но ещё не расшифрованы. Но то, что с нашей авиацией происходит что-то не то, это факт. Который, надеемся, больше не нуждается в подтверждениях в виде массовых аварий.