Сибирские губернаторы рискуют забуксовать вместе с «мусорной» реформой

«Мусорная» реформа буксует. Вице-премьер Абрамченко отметила низкие темпы строительства мусороперерабатывающих предприятий в Сибири и выделила отстающие регионы.

Источник: Без источника

Но это не единственная проблема — местные власти регулярно конфликтуют с регоператорами из-за задержек с вывозом мусора. Между регоператорами и подрядчиками часты финансовые споры. Всё это создаёт дополнительные риски в контексте приближающегося переизбрания глав целого ряда регионов.

В прошлую пятницу по инициативе зампредседателя федерального правительства Виктории Абрамченко состоялось совещание по реализации реформы обращения с бытовыми отходами с Сибири. В нём приняли участие: полпред в СФО, Минприроды, Росприроднадзор, «Российский экологический оператор» и сибирские губернаторы.

Абрамченко отметила, что ряд объектов возведён в шести регионах, на общую сумму 1,1 млрд рублей. Всего же требуется ещё более 100 объектов по обработке и утилизации ТКО. А темпы крайне низкие, что ставит под сомнение долгосрочную цель — к 2030 году снижение захоронений отходов в два раза.

Хуже всего дела обстоят в Кузбассе, Республике Тыва, Хакасии, а также в Томской области. В этих регионах с 2019 года не введено ни одного нового объекта. В этом контексте полезно посмотреть, как дело с «мусорной» реформой обстоит в целом.

Общий анализ ситуации

По данным Счётной палаты России от осени 2020 года, в России перерабатывается только 7% отходов, в то время как более 90% уходит на свалки и полигоны ТБО. К 2022 году эксперты не наблюдают значительных подвижек и оценивают долю перерабатываемого мусора не более 10%.

Этой критике со стороны вице-премьера подвергался и «Российский экологический оператор» («РЭС»). Но теперь предпринимаются попытки реанимировать процесс реформирования обращения с ТКО, а «РЭС» в феврале объявил, что готов вложить до 60 млрд рублей в софинансирование строительства мусорных станций в Сибири.

Обстановка в регионах

Ситуация с переработкой и утилизаций отходов в регионах далека от идеальной. Вопрос не только в возведении новых объектов переработки. Возникают проблемы и с вывозом мусора, местные власти регулярно конфликтуют с регоператорами.

В Новосибирске из-за конфликта регоператора ООО «Экология-Новосибирск» с подрядчиком весной этого года сложилась критическая ситуация с вывозом бытовых отходов. «Мусорный» кризис продолжался несколько недель. Тотального коллапса удалось избежать, но осадок, как говорится, остался. Плюс банкротство «Экологии-Новосибирск» из-за миллиардных долгов перед подрядчиками и разрыв областного правительства концессии с этой же фирмой по строительству двух новых полигонов ТКО с мусоросортировочными станциями. Все это формирует негативный информационный фон и создает риски ухудшения обстановки.

В Красноярском крае регоператор по трём зонам ООО «Росттех» в судебном порядке требует с краевых властей 1,5 млрд рублей. Компанию лишили статуса регоператора, и теперь она пытается взыскать из бюджета компенсацию за утрату возможности получения прибыли в 2023—2028 гг..

В Алтайском крае в конце прошлого года межведомственная комиссия лишила статуса регоператора по Алейской зоне — ООО «Экостар». Губернатор лично требовал привлечь компанию к ответственности за нарушения и максимально жёсткого наказания.

В Республике Алтай глава региона резко раскритиковал регоператора за невыполнение обязательств подрядчиками по вывозу мусора из столицы региона Горно-Алтайска. Это проблемы с уже новым регоператором. В отношении старого в 2018 году прокуратура возбуждала уголовное дело.

Риски в контексте выборов

А меж тем целому ряду губернаторов из «набора Кириенко» переизбираться в следующем году. И в этом контексте «мусорный» вопрос следует взять на особый контроль. Тема эта остросоциальная и потенциально взрывоопасная. Самый яркий пример отстранённости губернатора от проблем — Шиес. Тот мусорный конфликт стоил должности главе Архангельской области.