Правительство хочет акцизы на табак, как в Европе, до 2025 года

Каков опыт государств ЕС, где произошел бум контрабанды?

Правительство предлагает ускорить темпы повышения акцизов на табачные изделия, чтобы к 2025 году выполнить положения Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. С этой целью в налогово-бюджетную политику на следующий год внесли предложение повысить акциз на табачные изделия на 25%.

Предложение идет вразрез с ранее согласованным налоговым календарем на 2021−2023 годы, который предусматривал увеличение на 15%. Республика Молдова — не единственная страна, которая попыталась быстро стандартизировать акцизы на табачные изделия. Такие государства, как Румыния, Болгария, Латвия, а теперь и Украина достигли рекордного уровня контрабанды, следуя такому же сценарию.

В проекте налогово-бюджетной политики на 2023 год власти предлагают повысить акцизные сборы на табачные изделия на 25%, чтобы привести их в соответствие с минимальными требованиями Директивы ЕС о структуре и ставках акцизных сборов, применяемых к табаку, т.е. 90 евро/1000 сигарет до 2025 года.

Даже если Соглашение об ассоциации с ЕС предусматривает выравнивание акцизных сборов до 2025 года, этот срок может быть согласован индивидуально с государствами, подписавшими соглашение, поскольку «Совет ассоциации принимает решение о графике реализации (соглашения), в зависимости от регионального контекста».

В настоящее время минимальный акцизный сбор в Молдове составляет 48 евро/1000 сигарет, и для достижения уровня 90 евро/1000 сигарет потребуется быстрое и существенное повышение налогов на табачные изделия.

Ранее несколько стран-членов ЕС были вынуждены ускоренными темпами повысить акциз на сигареты до минимального уровня в Евросоюзе.

В 2007—2010 годах Румыния, Болгария, Литва, Латвия и другие страны увеличили акцизный налог на 9−10 евро/1000 сигарет/год.

По этой причине в 2010 году нелегальная торговля сигаретами достигла 54% в Латвии, 47% в Литве, 40% в Болгарии и 37% в Румынии. Только государственный бюджет Румынии в 2010 году недополучил доходы на сумму более 1 миллиарда евро. После этих неблагоприятных явлений другие страны-члены ЕС применили сбалансированную налоговую политику с увеличением акциза на 3−4 евро на 1000 сигарет в год, начиная с 2011 года и по настоящее время.

Аналогичное явление можно наблюдать и в государствах, ассоциированных с ЕС, которые также повышают акцизный сбор до минимального уровня в Евросоюзе. В Черногории, например, ускоренное повышение акцизов в 2017—2018 годах привело к удвоению контрабанды и нелегальной торговли и снижению доходов бюджета на 30%. Следует отметить, что правительство Черногории впоследствии снизило акцизный сбор в 2019 году, и доходы бюджета восстановились.

Показателен и опыт Украины. Соглашение об ассоциации с Украиной не включает крайнего срока для имплементации Директивы 2011/64 и достижения минимального уровня акциза в размере 90 евро/1000 сигарет.

Однако в последние годы Украина повышала акциз ускоренными темпами — на 20% — стремясь в максимально сжатые сроки достичь минимума ЕС. Эта спешка привела к массовому росту контрабанды и незаконной торговли, которая в 2022 году достигла самого высокого уровня с момента провозглашения независимости, составив 21,9% в августе 2022 года.

В 2020 году при утверждении финансового календаря на 2021−2023 годы Правительство Республики Молдова приняло решение придерживаться сбалансированного подхода, установив ставку акцизного налога на табачные изделия в размере 15% с учетом риска незаконной торговли и покупательной способности потребителей.