Об этом говорится в аналитической справке Международного валютного фонда (МВФ).
Отмечается, что еще до войны инфляция в регионе росла. Однако, учитывая оказываемое войной влияние на мировые цены на продовольствие и энергоносители, прогноз инфляции усугубился. Несмотря на то что цены на продовольствие сейчас ниже довоенного уровня, они по‑прежнему значительно превышают средние показатели 2021 года. Высокие цены на продовольствие особенно затрагивают малоимущие семьи, которые имеют низкий уровень сбережений и тратят большую долю своих доходов — от 60 до 70 процентов в Азербайджане, Кыргызской Республике и Таджикистане — на продукты питания.
На денежные переводы приходится от 10 до 30 процентов валового внутреннего продукта в Армении, Грузии, Кыргызской Республике, Таджикистане и Узбекистане. Россия является важнейшим источником денежных переводов для большинства этих стран, особенно для Кыргызской Республики и Таджикистана. Как показывает прошлый опыт, денежные переводы из России тесно коррелируют с ВВП России — чем выше ВВП, тем выше уровень денежных переводов.
Однако непрекращающиеся санкции в отношении России могут нанести ущерб ее производственному потенциалу, что обернется долговременными изменениями миграционных моделей и сокращением денежных переводов из России. Падение может оказаться значительным, учитывая прогнозируемый спад ВВП России, а это окажет глубокое воздействие на многие семьи, для которых они служат источником поддержки доходов.
Как ожидается, к 2023 году высокая инфляция цен на продовольствие приведет к росту уровня бедности в среднем на 0,7 процентного пункта в большинстве стран региона. В более бедных странах, где уровень бедности уже повышен, воздействие будет значительно выше. Наибольшему риску подвержены Кыргызская Республика и Таджикистан. Резкое сокращение денежных переводов может привести к еще большему росту бедности — до 1,4 процентного пункта в Таджикистане.
Эксперты МВФ заявили, что директивным органам следует уделять приоритетное внимание смягчению потенциального воздействия войны на уязвимые слои населения путем осуществления значительных инвестиций для улучшения охвата, достаточности, адресности и эффективности систем социальной защиты.
В случае неуклонного сокращения денежных переводов может потребоваться дополнительная адресная поддержка.