«Ъ» ознакомился с письмом гендиректора ООО «Айсиэл Техно» (бренд ICL, производит компьютеры, мониторы, ноутбуки
Собеседник «Ъ», знакомый с предложением ICL, говорит, что в части запрета параллельного импорта речь идет в первую очередь о потребительской электронике, то есть персональных компьютерах, моноблоках, ноутбуках.
Также ICL предлагает ввести утилизационный сбор на импортную вычислительную технику в размере 20% от стоимости с одновременной выдачей субсидий российским производителям электроники (по аналоги существующего утильсбора на автомобили).
Степанов считает нужным принять ряд мер для стимулирования продаж российской электроники в потребительском сегменте.
В частности, речь идет о выдаче льготных кредитов на закупку отечественной техники дистрибуторами для ее дальнейшей реализации, а также запуске программы кэшбэка на те же 20%для граждан, готовых приобретать в рознице российскую потребительскую электронику.
Инициативы ICL обсуждались 21 декабря на совещании с отечественными производителями и ритейлерами у заместителя главы Минцифры Андрея Заренина, утверждает источник «Ъ» на IT рынке, «концептуально участники встречи поддержали многие предложения ICL, но камнем преткновения стал вопрос по ограничению параллельного импорта техники ряда брендов».
В Минпромторге «Ъ» заявили, что вместе с Минцифры прорабатывают механизмы финансовой и маркетинговой поддержки потребителей российской радиоэлектронной продукции, в том числе посредством предоставления льготных кредитов и через возврат части стоимости техники покупателям.
«Мы прорабатываем возможность точечной настройки механизма параллельного импорта по сегментам», — отмечают там. В Минцифры считают, что увеличение спроса на российскую продукцию нужно добиваться «за счет конкурентных решений, а не запретом импорта».
Российская ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК; объединяет «М. Видео-Эльдорадо», DNS, «Марвел-Дистрибуцию», «Ситилинк», Huawei, Beko и др.) поддерживает идею кэшбэка для покупателей российской техники, сказал ее представитель Антон Гуськов.
«Мы считаем, что исключать из перечня брендов, разрешенных к параллельному импорту, следует товары только тех, кто их ввозит в страну официально», — сказали там.
Ограничения на импорт негативно повлияют на доступный ассортимент, необходимый для удовлетворения спроса, и может дестабилизировать ситуацию на рынке, при этом увеличив объемы продукции, поступающей в Россию нелегально, без необходимой документации, добавляют в «М. Видео-Эльдорадо».
На текущем этапе развития достичь высоких показателей по увеличению доли продаж отечественных ноутбуков можно «только снижением общего количества продаваемых устройств», считает источник «Ъ» в одном из иностранных производителей ноутбуков.
«Для развития рынка, в том числе и ноутбуков, необходимо вводить меры поддержки производства, а не продаж», — уверен собеседник «Ъ».
Мощности российских производителей готовы поставлять 1,5−3 млн ноутбуков в год, утверждает управляющий партнер группы F+ tech Алексей Мельников. Впрочем, по оценке директора компании «Промобит» Максима Копосова, сейчас российские компании ежегодно производят около 250 тыс. ноутбуков в год, большая часть из которых поставляется в госсектор.
В целом F+ tech поддерживает предложения ICL, «сейчас зарубежные бренды продают в России свой товар, некоторые даже сохраняют здесь офисы, при этом не платя налоги и не обеспечивая гарантийное обслуживание», говорит господин Мельников. Он признает, что введение утильсбора в краткосрочной перспективе может повысить цены на импортную технику, «но они и так растут из-за затрат на более сложную логистику».
Никита Королев, Тимофей Корнев