Инвестор готов вложить в строительство нового омского аэропорта шестнадцать миллиардов рублей, еще столько же добавит государство.
— Проект включен в пятилетний план строительства новых аэропортов минтранса России. Когда объект сдадут, территорию действующего аэропорта можно будет отдать под застройку, — отметил глава региона.
Новый аэропорт, расположенный за чертой города, планируют строить в рамках государственно-частного партнерства с отложенным госфинансированием. Основные работы лягут на плечи бизнеса, потом из средств бюджета компенсирует более половины вложений.
— Полная стоимость объекта составляет 36 миллиардов рублей. Есть все финансово-экономические расчеты, необходимые для проектирования, — утверждает Александр Бурков.
По мнению экспертов, для создания современного хаба в Федоровке, расположенной в пятнадцати километрах от Омска, есть все условия. Рядом проходят автомагистраль, железная дорога, водная артерия (Иртыш), ведущая в КНР.
Проект весьма выгоден для развития экономики региона. Поэтому в реализации программы «73 меридиан» деловое сообщество крайне заинтересовано.
— Этот вектор связывает несколько стратегически важных территорий — Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Тюменскую и Омскую области, а также Казах-стан, Киргизию, Таджикистан, Иран, Пакистан и Индию. Некоторые страны уже выразили заинтересованность в создании новых экономически выгодных сухопутных и воздушных коридоров, — пояснил корреспонденту «РГ» руководитель представительства Объединенного центра делового сотрудничества БРИКС по Омской области Игорь Глушков. — Этот рынок вполне перспективен. Транзитный потенциал страны сейчас используется всего на три-пять процентов. А те же китайские товары поставляют в Сибирь через Москву и Санкт-Петербург. Расходы за этот торговый крюк ложатся на плечи потребителей.
Точные сроки строительства Омск-Федоровки власти не называют. Поэтому действующий аэропорт имени Карбышева тоже будет развиваться.
Как пояснили в региональном министерстве транспорта и дорожного хозяйства, его площадь составит около трех тысяч квадратных метров. Модуль будет иметь пять выходов на посадку. Это позволит добавить рейсов в пиковые часы, увеличить пропускную способность терминала на 400−500 человек в час. Всего на строительство и подведение инженерных сетей в омском аэропорту запланировано потратить около 320 миллионов рублей.
Напомним, что масштабную реконструкцию аэровокзала с возведением современного международного терминала стоимостью 1,8 миллиарда рублей власти Омской области хотели провести еще к Молодежному чемпионату мира по хоккею 2023 года. Однако из-за международных санкций турнир перенесли из России в Канаду. Поэтому модернизацию решили провести по более экономичному варианту.
Нынешнее здание аэровокзала, рассчитанное на 700 пассажиров в час, было построено в 1970 году. В начале 2000-х его расширили. Аэропорт имени Карбышева расположен практически в центре города, зажат жилыми кварталами и красными линиями. Чтобы обеспечить безопасность жителей и пассажиров, вблизи запрещено возводить высотки. Сегодня в зоне повышенного шума, сопровождающего взлет и посадку лайнеров, проживает более 300 тысяч омичей.
Расцвет омского авиапредприятия пришелся на 1990-е, когда его услугами пользовалось 2−2,5 миллиона пассажиров в год. Летом здесь принимали более девяноста рейсов в сутки. Сейчас их число сократилось втрое. Перелеты осуществляются по трем десяткам маршрутов. Большая часть из них субсидируются из средств бюджета Омской области. В 2022 году можно было воспользоваться льготами по восемнадцати направлениями, в 2023-м — по двенадцати.
Справка «РГ».
Решение о строительстве аэропорта Омск-Федоровка было принято в 1979 году. С тех пор строительные работы периодически начинали и приостанавливали. Сейчас объект представляет собой недостроенный комплекс, расположенный на пересечении Западного обхода и Тюкалинского тракта.