Отечественные инженеры создали первый в России тяговый электрический двигатель для тракторов и другой специальной техники — погрузчиков, промышленных тележек, автомобилей коммунальных служб. Опытный образец устройства успешно прошел все тесты. Первые экземпляры двигателя готовы к сервисным и ходовым испытаниям. Серийное производство тракторов с российскими электромоторами начнется на Чебоксарском заводе силовых агрегатов уже в 2024 году.
Пламенный мотор
Российские инженеры из компании-резидента Сколково «Априорные решения машин» (АРМ) разработали первый отечественный электродвигатель для хозяйственной техники. Его планируют устанавливать на серийный электрический трактор, проект которого ранее создали в той же организации. До этого в конструкции машины использовались моторы европейского производства.
— Простота и технологичность конструкции, высокие показатели КПД и неприхотливость в эксплуатации послужили в пользу выбора именно этого типа тягового электродвигателя для электротрансмиссий как колесного, так и гусеничного транспорта, — отметил генеральный конструктор по тяговому электроприводу компании-разработчика Владимир Бибиков.
Длительность работы трактора с новым двигателем зависит от интенсивности его использования. При простой перевозке грузов это восемь часов, а при использовании навесного оборудования, как, например, щетки для уборки улиц, одной зарядки хватает на пять часов работы. При необходимости этот срок можно увеличить, установив дополнительные аккумуляторы. Скорость движения трактора ограничена 30 км/ч. Грузоподъемность — 1,5 тонны.
Электрическая машина намного легче своего дизельного аналога в управлении. Водитель может включать режимы «высокая скорость» и «повышенная тяга». Конструкция практически не отличается от версии с двигателем внутреннего сгорания, поэтому он может выполнять все функции классических тракторов. Но в отличие от них, устройство с электроприводом не выделяет выхлопных газов, поэтому его можно использовать в тепличных хозяйствах. Также оно работает практически беззвучно, что позволяет применять его на городских территориях, где нужно максимально минимизировать шум.
Опытный образец мотора успешно прошел все тесты. Сейчас инженеры собирают еще шесть электродвигателей, которым предстоит пройти оставшиеся ходовые и эксплуатационные испытания. По словам разработчиков, новый двигатель достаточно просто собирается и легко ремонтируется. Во время эксплуатации он требует минимального технического обслуживания. Еще на стадии проектирования в устройство заложили все необходимые условия для подключения внешнего оборудования.
Пока ежегодная потребность завода в тяговых электромоторах составляет 60 комплектов, а после расширения производственного комплекса в 2023—2024 году увеличится до 300 с последующим ростом объема закупок до 1 тыс. комплектов в год.
— Разработка электропривода на основе российского тягового электродвигателя — большой шаг вперед для отечественного электротранспорта. Российские компании, не обладая многомиллионными инвестициями, смогли в течение нескольких месяцев разработать свой двигатель благодаря серьезной инженерной школе, — сказал председатель совета машиностроительного кластера Чувашии Григорий Болотин.
Создать задел
Переход с бензина на электричество идет сейчас во всем мире. Эта тема вышла на первый план, так как производство машин — важная часть экономики многих стран. Процесс активно развивается в США, Европе и Китае. Государства стимулируют его, чтобы в будущем не зависеть от импорта, рассказал «Известиям» инженер ЦК НТИ «Мобильные накопители энергии» Института электродвижения МФТИ Дмитрий Пелегов.
На данном этапе развития технологии у нее есть свои минусы. К ним эксперт отнес высокую стоимость электричества в некоторых регионах. К тому же пробега на одной зарядке у таких тракторов может не хватать для полноценной работы в течение длительного времени.
Возможно, электротрактору будет необходима быстрая зарядка в течение рабочего дня, а для этого нужно специальное оборудование. Также машина с электрическим приводом всегда будет привязана к зарядной станции. А при высокой температуре окружающей среды такая техника деградирует быстрее, чем дизельная, отметил Дмитрий Пелегов. Тем не менее все эти минусы перекрываются плюсами.
— Если Россия не будет развивать свои современные технологии, то к нам начнет стекаться вся устаревшая техника. Сельскохозяйственные машины, работающие на электричестве, могут стать хорошей точкой роста для автомобильной промышленности нашей страны. Другие крупные государства сфокусировались сейчас на более маржинальных рынках, как, например, легковые автомобили. В этой сфере нам трудно с ними конкурировать. Но большие компании пока не заходят на такие специализированные рынки, как тракторы или строительная техника. Поэтому нам там будет легче, — полагает эксперт.
Если в таких условиях наши производители создадут технологический задел, то смогут бороться не только за российский рынок, но и за зарубежные, подчеркнул Дмитрий Пелегов.