Число запросов российских компаний на склады в постсоветских странах к началу весны увеличилось вдвое, почти до 400 тыс. кв. м, подсчитали в NF Group. Интерес к рынкам СНГ начал резко расти еще в прошлом году, когда потребовалось налаживать логистические цепочки для параллельного импорта в Россию, отмечают аналитики.
Белоруссия, Казахстан и среднеазиатские страны стали основным альтернативным каналом ввоза продукции из Европы, США, Японии в РФ и вывоза российских товаров на зарубежные рынки, поясняют в ГК «Деловые линии». Появление транзита через третьи страны увеличило спрос на кросс-доковые операции, добавляет директор по развитию бизнеса FM Logistic в России Алексей Мисаилов.
Кроме того, ряд международных компаний рассматривает работу в СНГ как возможность для продолжения бизнеса с РФ, добавляет Евгений Макаров, вице-президент Noytech Supply Chain Solutions по складской логистике, начинающей реализацию нескольких проектов для поставок товаров в РФ через страны СНГ.
Основной спрос на склады в постсоветском пространстве формируют крупные ритейлеры, в том числе из e-commerce, и логистические операторы, отмечают в NF Group.
Около 80% запросов исходит от Wildberries и Ozon, подтверждает коммерческий директор девелопера логопарков Ghelamco Александр Перфильев.
В декабре казахстанское издание «Капитал» сообщало, что Wildberries предложены два складских помещения и участки под строительство логопарков в Астане и Алматы. В компании сообщили «Ъ», что постоянно находятся в поиске новых складских площадей для повышения скорости доставки заказов и поэтому есть потребность в таких объектах в Белоруссии, Казахстане, Узбекистане и других странах.
В январе 2023 года Ozon открыл сортировочный центр и офис в Бишкеке, а в феврале запустил первый фулфилмент-центр на 10 тыс. кв. м в Казахстане, рассчитывая увеличить сроки доставки в РФ в полтора раза. По словам операционного директора Ozon в СНГ Алексея Сапона, с 2021 года у маркетплейса есть логистическая инфраструктура в Белоруссии, Казахстане и Киргизии, что позволяет увеличить на 50% число продавцов из этих стран на онлайн-площадке и снизить стоимость доставки.
Однако заметный рост спроса российских компаний на складские помещения в странах СНГ столкнулся с серьезной нехваткой предложения.
По словам партнера NF Group Константина Фомиченко, в Казахстане, Грузии, Армении, Киргизии и Таджикистане свободных площадей практически нет, в Белоруссии уровень вакансии в логопарках не превышает 2,8% из 1,6 млн кв. м готовых объектов, в Узбекистане — 4,5% из 207 тыс. кв. м.
В сложившейся ситуации один из выходов — заключение российскими компаниями в СНГ сделок built-to-suit (заказ строительства складов под свои нужды), считает старший директор отдела складской и индустриальной недвижимости CORE.XP Антон Алябьев. Но, по его словам, проблема — в отсутствии на этих рынках профессиональных девелоперов логопарков, поэтому на этих рынках активно могут начать реализовывать проекты built-to-suit российские застройщики. Но, предупреждает Константин Фомиченко, в странах СНГ не так много подготовленных к застройке площадок под склады.
Дарья Андрианова, Александра Мерцалова