Уральский завод презентовал новую модель арктического транспорта

Арктический автобус, привлекший внимание многих участников Всероссийского форума «От импортозамещения к технологическому суверенитету», выглядит двухэтажным монстром. Чтобы подняться внутрь, нужно преодолеть семь высоких ступенек с площадкой посредине. Идешь как по трапу самолета: аппарель образует верхняя половина откидной двери. Общее впечатление: надежно и прочно.

— Да, «змейку» на таком выполнить сложно, — качает головой посетитель выставки инновационной уральской продукции, развернутой во время форума.

Внутри машины — то же ощущение надежности и защищенности, которое усиливают толстые стены и стеклопакеты. Интерьер внутри выдержан в желто-серо-черных тонах. Ряды кресел справа, как в междугородном автобусе, располагаются друг за другом, а те, что слева, скорее напоминают компоновку железнодорожного купе: пассажиры могут сесть лицом друг к другу, а между ними — обеденные столики. Все это подчеркивает автономность системы, ведь конструкция обеспечивает живучесть машины в случае любой ЧС примерно в течение суток — даже в лютые морозы. А если вдруг этот дом на колесах провалится в полынью, то не пойдет камнем на дно: у обитателей будет время, чтобы дождаться помощи.

— Уважаемые пассажиры, передаем за билеты, — шутят заглянувшие внутрь первые зрители, когда в проходе между сидений становится тесно. В этой шутке много правды — машине скоро предстоит собираться в дорогу. После челябинских смотрин экспонат выставки отправится на летние испытания, а в перерывах между ними посетит еще ряд массовых мероприятий, среди них — «Иннопром» и «Армия-2023». Но зимой автобус ждет «выпускной» с итоговыми оценками, которые зависят от того, насколько свободно и безаварийно он будет выполнять свои задачи в тех широтах, для которых и предназначен.

Новую модель собрали за неделю до форума в Челябинске и показали не сразу. Организаторы держали интригу, закрыв машину серым шелком, переключая внимание участников и гостей на стайку дежуривших у техники девушек в стилизованных зимних шапочках, намекающих, что в местах эксплуатации изделия будет отнюдь не жарко.

Подготовка производства ведется под ежегодный выпуск 500 машин

О проекте «Арктика» впервые громко заговорили несколько лет назад. Подобно тому как в стране наращивают группировку ледокольного флота для освоения Севморпути, понадобилось начать подготовку и сухопутной «флотилии», способной обслуживать заполярные территории. Поэтому заказчиком выступила не частная структура, а правительство в лице Минобрнауки России, выделившего около половины необходимых средств для старта программы, которую пока оценили в полмиллиарда рублей. Разработчиком северной линейки техники, способной трудиться при экстремальных температурах, выступил Южно-Уральский госуниверситет в содружестве с МГТУ имени Баумана, а индустриальным партнером — автозавод «Урал».

Гендиректор предприятия Павел Яковлев подчеркивает: нынешняя премьера — это продолжение проекта. Первенец арктической линейки уже прошел испытания и эксплуатируется на предприятии Роснефти. Но у сегодняшней модели немало отличий — и в компоновке, и в комплектации. Если у первой машины кузов и кабину сделали раздельными, то сейчас объединили в моноблок: водитель и пассажиры находятся в одном пространстве. Поэтому, строго говоря, арктическим автобусом логичнее называть именно нынешний образец.

Второе отличие — использована не пневматика, а рессорная подвеска, но, обладая шинами низкого давления, транспортное средство не растрясет пассажиров. Колеса диаметром более 1,5 метра служат не только хорошим амортизатором: создатели рассчитывают, что преградой вездеходу не станут ни снежная целина, ни заболоченные почвы. Не заказаны ему, впрочем, и перемещения по дорогам общего пользования, если заменить колеса.

Пока, уточняет гендиректор, испытываются образцы для доставки пассажиров, но в дальнейшем внимание переключат на грузовые перевозки, и для этого задумана третья модель — транспортный поезд с тягачом и полуприцепом с электроприводом на задние мосты. Шесть колес будут ведущими, что увеличит проходимость. Хотя разработчики не исключают увеличения числа вариантов северной серии, если возникнет такая потребность.

Но пока актуален запуск уже созданных моделей в серию. Подготовка производства ведется под ежегодный выпуск 500 машин, однако, как и в случае с продуктовой линейкой, рынок может подкорректировать объемы. Федеральный куратор не скрывает заинтересованности в проекте, ведь презентованный автобус в условиях Заполярья может использоваться не только для транспортировки людей и оборудования, но и для организации мобильных медкабинетов, лабораторий, центров вакцинации, а также учебных классов.