Власти вновь заговорили о возобновлении строительства аэропорта в Омской области

Аэропорт Омск-Федоровка — долгострой-рекордсмен. Решение о его создании было принято сорок лет назад. С 1992 года стройка то начиналась, то останавливалась. Но омичи не теряют надежды реализовать проект, для осуществления которого появились новые веские причины.

Заявление о реанимации недостроенного аэропорта в Омской области прозвучало в кулуарах Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).

— Сейчас у нас аэропорт расположен в городе. Планируем его выносить на тридцать километров от центра. И до 2028 года проект реализовать. Самая ближайшая задача — выйти на концессионное соглашение. По-хорошему должны сделать это еще до конца года, — сообщил врио губернатора Омской области Виталий Хоценко в интервью ТАСС.

По словам руководителя, проектный комитет Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ) предложил включить Омск-Федоровку в лист ожидания. На строительство аэропорта потребуется более 36 миллиардов рублей.

Стоит сказать, что тема не нова. О том, что у Федоровки есть шанс на достройку, полгода назад заявлял и предшественник Хоценко Александр Бурков. Он сообщал, что у долгостроя появился инвестор, готовый вложить шестнадцать миллиардов рублей. Проект включен в пятилетний план строительства новых аэропортов минтранса России. Возводить его планируют в рамках государственно-частного партнерства с отложенным госфинансированием. Бюджет компенсирует инвесторам более половины вложений. Все финансово-экономические расчеты, необходимые для проектирования, имеются. А когда объект сдадут, территорию действующего аэропорта можно будет отдать под городскую застройку.

По проекту, включенному в региональную стратегию — 2030, Федоровка станет частью трансконтинентального коридора, проходящего через ЯНАО, ХМАО, Тюменскую и Омскую области — с прицелом на Китай и Индию. Площадь будущего аэропорта составит 350 гектаров. Пропускная способность на порядок превысит объемы существующих перевозок Омска-Центрального. Помимо пассажирских перелетов, ставку сделают на транспортировку грузов из Центральной Азии в Россию и Европу.

Специалисты считают, что для создания современного хаба в Федоровке есть все условия. Рядом проходят автомагистраль, Транссиб, река Иртыш, берущая начало в Монголии и Китае и открывающая выход к Северному морскому пути.

В появлении новых воздушных ворот весьма заинтересованы предприниматели, ведь объект обрастет сотней сопутствующих предприятий. Поэтому несколько лет назад омское деловое сообщество в тандеме с учеными Института демографии, миграции и регионального развития (Москва) разработали евразийский мегапроект «73-й Меридиан». Он включает в себя создание Аэрограда — крупного мультимодального индустриально-логистического узла с развитой инфраструктурой и сетью магистрального транспорта.

«73-й Меридиан» связывает Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа, Тюменскую и Омскую области, а также Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Иран, Пакистан и Индию.

— Сейчас, в связи с обострением политических и экономических разногласий, этот вектор становится все более перспективным. Транспортные хабы, прежде размещавшиеся в Европе, берут курс на Восток. Мощный толчок развитию новой экономики может дать такое многонациональное объединение, как БРИКС. О желании вступить в «пятерку» заявили еще два десятка стран. Поэтому растет потребность в создании новых экономически выгодных сухопутных и воздушных коридоров. Омск-Федоровка хорошо вписывается в эту концепцию. В мае мы презентовали проект «Меридиан-73» на форуме БРИКС в Санкт-Петербурге. И страны-участницы, как нам стало известно, им заинтересовались, — пояснил «РГ» руководитель представительства ОЦДС БРИКС по Омской области Игорь Глушков.

Кстати

В связи с ростом пассажиропотока омский аэропорт Центральный увеличит площадь аэровокзала. В этом году рядом с основным зданием появится быстровозводимый модульный корпус площадью около трех тысяч «квадратов» с пятью выходами на посадку. Это позволит добавить рейсов в пиковые часы, увеличить пропускную способность терминала на 400−500 человек в час. Стоимость проекта, который планируют осуществить в этом году, — 320 миллионов рублей.

Справка «РГ»

Организация БРИКС (BRICS) основана в 2006 году. Страны-участники — Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР — занимают почти треть поверхности земли, население составляет 42 процента от мирового. О намерении вступить в этот союз заявили Иран, Египет, Алжир, Аргентина, Саудовская Аравия и другие страны.