Стоимость американской валюты, по данным Национального банка РК, за первое полугодие текущего года снизилась на 13,79 тенге — с 462,61 тенге за доллар в январе до 448,82 тенге за доллар в июне. Рубль ослаб к национальной валюте Казахстана на 1,28 тенге за рубль — с 6,68 тенге за рубль в начале года до 5,40 тенге за рубль в середине года. Но казахстанцы склоны рассматривать нехарактерное для национальной денежной единицы укрепление больше как временное явление. Это вполне объяснимо — после серий ее значительных падений сохранять веру в стабильность тенге не просто. Удержит ли он марку до конца года? Своими прогнозами с El.kz поделились эксперты.
С начала года тенге действительно показал устойчивость, но и по сравнению с 2022 годом особо сильных шоков не было, отмечает аналитик ФГ «Финам» Андрей Маслов. По его словам, с начала года рынки ожидали завершения цикла повышения ставок со стороны Федеральной резервной системы, что охладило настроения в отношении доллара. В итоге ФРС сохранила ставку на июньском заседании, но затем рынки вновь вошли в ястребиную фазу после комментариев чиновников как ФРС, так и других мировых центробанков, пояснил эксперт. Что касается рубля, то российская валюта оказалась под давлением из-за множества факторов: выхода некоторых западных компаний из российских проектов, падения цен на нефть, новых санкций и политических рисков. В то же время Казахстан занимает нейтральную позицию в конфликте между РФ и Украиной и в целом поддерживает отношения как с Западом, так и с Россией и Китаем, сказал Андрей Маслов.
По его прогнозам на текущий год, если говорить о среднем показателе, то уровни в 430−450 тенге за доллар выглядят довольно адекватно. «Однако многое зависит как от политических факторов, так и от цен на нефть и денежно-кредитной политики Федеральной резервной системы США и Национального банка РК. Пока в III-IV квартале можно ожидать, что доллар может укрепиться, а тенге ослабнуть на фоне ожиданий повышения ставки со стороны ФРС на 50 б. п. и снижения ставок на 1−2% со стороны НБРК», — считает он.
Причин для укрепления рубля сейчас почти нет, хотя российская валюта явно выглядит недооцененной, полагает собеседник.
«Можно ожидать, что во второй половине года российскую валюту поддержит рост цен на нефть на фоне продления сокращения добычи со стороны Саудовской Аравии. В то же время новые санкции и сложная экономическая ситуация негативно влияют на курс российского рубля. Поэтому усредненный коридор в 5,0−5,7 тенге за рубль выглядит наиболее вероятным», — ожидает аналитик.
Укрепления тенге к рублю, по словам аналитика компании «Форекс» Дмитрия Милицина, объясняется существенным падением курса российской валюты к доллару и евро.
«Рубль опустился ниже отметки 90 рублей за доллар и на время сдал отметку 100 рублей за евро. Тенге становится в какой-то мере инструментом, позволяющим защититься на время ослабления рубля (наряду с юанем) — в том числе из-за сохраняющихся в России ограничений, связанных со сбережениями в долларах и евро, поэтому спрос на неё растёт», — отмечает аналитик.
Что же касается роста курса тенге к доллару, то, по его мнению, в моменте он объясняется тем, что торги в Казахстане не проводились и возобновились только в понедельник. За это время накопился ряд позитивных факторов — в частности, цены на нефть неплохо подросли после появления новостей о пожаре на одной из морских платформ в Мексике, до 78 долларов за баррель марки Brent. В более долгосрочной перспективе это было обеспечено тенденциями на мировом валютном рынке и на российском, в частности, поясняет эксперт.
«По отношению к доллару тенге, вероятно, если и продолжит укрепляться, то достаточно умеренно. Хотя многое, конечно, будет зависеть от политики Федеральной резервной системы США по ставке и от экономических показателей США (инфляция, безработица). В целом можно говорить о движении вблизи отметки 444. Что же касается рубля, то в зависимости от дальнейшего направления движения курса американской валюты, не исключен ещё более серьёзный скачок стоимости тенге наверх (до 3,5−4 тенге за рубль)», — поделился ожиданиями Дмитрий Милицин.
Российская Федерация остается весомым торговым партнером для Казахстана. На северного соседа приходится почти пятая часть всего товарооборота РК. Финансовая и экономическая ситуация в этой стране соответственно не может не отразиться на казахстанской. Попытка мятежа в России в конце июня, по мнению аналитиков Bloomberg, сказалась на состоянии «деревянного» его значительным падением к доллару — 5 июля впервые с марта 2022 года курс рубля опустился до 91 рубля за доллар. Что сказалось на курсе российской валюты по отношению к тенге — он откатился ниже 5 тенге за рубль, но позже незначительно восстановился.
Но все же, по мнению эксперта Halyk Finance Асана Курманбекова, взлет тенге к рублю не будет оказывать значительного влияния на экономическую ситуацию в РК. Он отмечает, что процессы относительно тенге и рубля свидетельствуют о восстановлении исторического баланса между ними. Эффект нерыночного укрепления курса рубля к другим валютам под влиянием пакета санкций в отношении Российской Федерации в 2022 году сошел на нет. Также ушла зависимость тенге от рубля при этом. Аналитик HF ожидает завершения укрепления казахстанской валюты к российской. По его прогнозам, она будет колебаться в районе 5−6 тенге за рубль.
При этом Российская Федерация сохраняет свои позиции — главного торгового партнера Казахстана с долей в товарообороте в 19% и соответственно курс рубля имеет большое значение для экономики республики. По мнению спикера, необходимо учитывать, что в товарообороте Казахстана с РФ превалирует прежде всего импорт, тогда как в торговле с другими странами традиционно наблюдается профицит торгового баланса. Влияние импорта из РФ за прошлый год несколько снизилось, хотя в абсолютном выражении импорт товаров не изменился (17, 3 млрд долларов), но доля в общем объеме упала с 42% до 35%. В январе-апреле доля России в импорте сократилась еще до 27%.
«Исторический средний курс рубля к тенге близок к текущему уровню и составлял 5,1 за рубль, однако с переходом к режиму плавающего курса, тенге несколько ослабел до 5,7 в среднем за рубль, более того, при фиксированном курсе в среднем показатель составлял 4,8 за рубль. При этом, если ранее курс тенге к рублю демонстрировал явную корреляцию, то с началом конфликта в марте прошлого года привязка курса тенге к рублю практически исчезла, тем самым тенге на некоторое время отвязался от рубля. К слову, тенге и рубль — являются сырьевыми валютами, однако на рубль оказывают дополнительное влияние санкции, что может нарушать установившийся ранее баланс. Зависимость от импорта из РФ по-прежнему будет влиять на обменный курс тенге в силу значительных объемов взаимной торговли. Исходя из такой ретроспективы очевидно, что влияние на экономику Казахстана возврата обменного курса к исторически сложившемуся среднему значению будет по большому счету рядовым событием», — считает Асан Курманбеков.
Ослабление же тенге к рублю в прошлом году, как раз и являлось неординарным шоком для валютного рынка, но влияние которого было нивелировано последствиями конфликта в Украине, отмечает он.
«Как следствие, по итогам прошлого года экспорт товаров в Российской Федерации увеличился на четверть. Правда, при этом темп роста экспорта в РФ заметно отставал от расширения темпов поставок в другие страны, то есть слабый тенге вряд ли был существенным стимулом для наращивания экспорта, учитывая традиционную специализацию Казахстана на вывозе сырья, а не готовой продукции. Таким образом, хотя масштаб укрепления тенге к рублю в текущем году и выглядит впечатляющим, данное изменение мы интерпретируем, как “нормализацию” курса нацвалюты после аномального ослабления в прошлом году. С учетом последних событий в нефтеперерабатывающей отрасли республики и планами закупа больших объемов нефтепродуктов в РФ, укрепление тенге будет весьма кстати и частично сгладит разницу в цене топлива на внутреннем рынке и импортной ценой за счет обменного курса. Однако, по нашему мнению, рассчитывать на дальнейшее укрепление тенге к рублю не стоит и возможно даже некоторое ослабление курса тенге», — не исключает спикер.
Асан Курманбеков также считает, не стоит забывать, что хотя в Казахстане эластичность экспорта к изменению курса нацвалюты незначительная, импорт потребительских товаров из соседней страны безусловно возрастет. Так, спрос на параллельный импорт в РФ простимулировал расширение деятельности крупных торговых российских онлайн платформ в Казахстане, которые способны удовлетворить потребности местного рынка, что непременно вызовет негативную реакцию со стороны местных товаропроизводителей. Соответственно, существенное укрепление тенге к рублю может быть отчасти вредным для экономики республики, а рост импорта окажет давление на курс нацвалюты.
«Мы считаем, что в свете последних событий рубль стал относительно недооцененным к другим валютам и вполне может произойти коррекция. Так, консенсус прогноз от Bloomberg предполагает курс USDRUB на уровне 85 на конец этого и 90 в конце следующего года. В свою очередь, по нашему прогнозу, тенге ослабнет к доллару США до 475 к концу этого года, что при вероятном курсе рубля к доллару в 85−90 может привести кросс-курс по паре тенге рубль к уровню в примерно 5,5 за рубль, что будет уже более приемлемым для местных производителей», — поделился прогнозом аналитик.
Между тем сильный тенге по отношению к доллару также не на руку казахстанской экономике, так как экспортная продукция при крепкой казахстанской валюте становится дороже для зарубежных покупателей, а значит теряет конкурентоспособность по ценовыми критериям. Отечественные поставщики на внешние рынки продают свою продукцию в долларах, соответственно, и зарабатывают в американской денежной единице. Здесь стоит вспомнить, что основным экспортным товаром для РК является нефть. За счет нефтедолларов формируется львиная доля республиканского бюджета. Чем больше казахстанских углеводородов реализуют, тем больше нефтедобывающие компании уплатят налогов и таможенных пошлин, которые идут, в свою очередь, в госказну и Национальный фонд. При этом не стоит забывать и об импортерах. Так как в казахстанской экономике в основном преобладает сырьевая направленность, в страну много завозится импортного переработанного товара. И здесь уже слабый тенге становится неблагоприятным фактором, который может спровоцировать рост инфляции, снижение покупательской способности населения, а значит ударить по финансовому и социальному самочувствию в государстве. Поэтому Казахстану важнее иметь курс тенге, который был бы оптимальным и для экспортеров, и для импортеров.
В настоящее время национальная валюта в стране официально не регулируется. Ее отпустили в свободное плавание в августе 2015 года. С того времени Национальный банк проводит денежно-кредитную политику в режиме инфляционного таргетирования. То есть — пытается контролировать уровень инфляции в стране в запланированном коридоре. Для этого используется такой инструмент, как базовая ставка. Это минимальное значение ставки, по которой центральный банк — Национальный банк РК — выдает кредитные ресурсы банкам второго уровня. В итоге получается, что с ее увеличением в стране дорожают ставки по займам. Дорогие займы приводят к снижению спроса, а, соответственно, и росту цен. Одновременно ставки по депозитам также растут. Что мотивирует вкладчиков хранить свои сбережения в национальной валюте. Это тоже способствует востребованности тенге, а значит усиливает его. Причем в течение года по данному показателю отмечается положительная тенденция. По данным Казахстанского фонда гарантирования депозитов, в первом квартале 2023 года объем депозитов в стране достиг 17,1 трлн тенге. В обозначенном периоде произошел прирост тенговых депозитов — на 367,8 млрд тенге.
Валютные вклады в аналогичном сроке, напротив, снизились — 135,9 млрд тенге. Это означает, что доверие к тенге у населения сохраняется, а также характеризует фактор стабильности казахстанской денежной единицы.
Также на курс тенге могут сказываться трансферты из Национального фонда в республиканский бюджет. Но для того, чтобы нивелировать это влияние Национальный банк может проводить интервенции, то есть либо продавать «твердую валюту», либо наоборот покупать.
Однако стоит понимать, что уровень инфляции в стране зависит не только от денежно-кредитной политики. Оказывают влияние и ситуация на внешних рынках. В прошлом году, например, геополитические обстоятельства, связанные с украино-российским конфликтом, вылились в проблемы с транспортно-логистикой системе. Значительная часть логистических цепочек, ведущих в Казахстан, были выстроены через территорию России. Ввиду санкций в отношении РФ, в том числе предусматривающих запрет на поставки в соседнее государство товаров. Неблагоприятная обстановка, безусловно, сказалось на стоимости доставки товаров в страну, что отражается на конечной стоимости импорта.
Тем не менее внешнеторговый оборот Казахстана по итогам прошлого года превзошел рекорды прошлых лет и составил 134, 4 млрд долларов. Баланс был зафиксирован в профиците, который в указанном периоде составил 34,3 млрд долларов. Так, из РК было экспортировано в другие страны продукции на 84,4 млрд долларов. Импортировано же в Казахстан продукция в объеме 50 млрд долларов. Если сравнивать с показателями прошлых лет, то отмечается значительный рост. Но здесь нужно также учитывать эффект низкой базы предыдущих лет, когда в мире была пандемия коронавируса, действовали локдауны со всеми вытекающими последствиями, в том числе и для Казахстана.