Интересно, что повышение стоимости проезда уже вызвало ажиотаж, многие ташкентцы сообщают о дефиците транспортных карт. С другой стороны, эксперты называют это решение половинчатым и предлагают сделать оплату проезда наличными в два раза дороже, сообщает корреспондент Podrobno.uz.
Экономист Отабек Бакиров (Bakiroo), приветствуя введение новых тарифов на транспорт, считает, что это полумеры и предлагает сделать оплату проезда наличными в два раза дороже, например, на пять тысяч сумов, а не как сейчас — на 300 сумов.
Он считает, что именно наличная оплата позволяет поддерживать в системе воровство и требует наличие кондуктора в каждом автобусе, это очень дорогостоящая и глупая традиция. Минтранс и хокимият города, добавил эксперт, должны объявить, что возможность оплаты наличными в общественном транспорте будет полностью прекращена в ближайшие 3−6 месяцев.
Бакиров пишет, что контролировать дисциплину оплаты проезда необходимо не кондукторам, а специальной инспекции. Инспекция должна проверять, оплачен ли проезд в общественном транспорте на остановках или пересадках и даже в автобусе. Именно так работает система в Берлине, Париже и Праге. Штрафы, применяемые к «зайцам», должны быть, как минимум, в 50 раз больше стоимости проезда. Наряду с неотвратимостью наказания, значительная часть штрафов должна распределяться в качестве вознаграждения инспекторам, что даст хороший стимул для качества и охвата их работы.
«Строгие и последовательные меры создадут у жителей и гостей навыки оплаты проезда в общественном транспорте. Но есть проблема, для этого у каждого инспектора должны быть валидаторы, которые проверяют оплату проезда. Я еще не видел, чтобы в Ташкенте использовали такие валидаторы. Например, сейчас, когда я сажусь в автобус, я оплачиваю проезд картой, во время поездки кондуктор семь раз просит меня оплатить проезд. Это, естественно, порождает вредные привычки, связанные с оплатой только тогда, когда кондуктор напоминает, или только через кондуктора».
От редакции добавим, действительно, не ясно, как проверяющий проверит факт оплаты? Один из вариантов — карточкой можно расплатиться только за одного человека, система помнит какое-то время оплату и повторно не примет, поэтому можно проверять факт оплаты повторной попыткой оплатить.
И еще одна проблема, о ней пишут многочисленные комментаторы. В Ташкенте невозможно купить карту АТТО ни в метро, ни в киосках, их просто нет, что очень странно перед введением новых тарифов, стимулирующих переход на оплату картой.