Основные термины
Франчайзинг — это возможность осуществлять рыночную деятельность по разработанной третьими лицами бизнес-модели за оговоренную плату (паушальный взнос). В данном виде отношений субъекты именуются «франчайзер» и «франчайзи».
Франчайзер — тот, кто передает свою бизнес-модель «в аренду». Это он разработал бренд, сделал необходимые расчеты, запустил продажи, обучил персонал, придумал ноу-хау, обеспечил поставки сырья и решил масштабировать это через франшизу.
Франчайзи — тот, кто договаривается с франчайзером и на выгодных условиях использует его бизнес-модель для заработка денежных средств.
Пример из жизни:
Ваш сосед хочет открыть бизнес, на который у него есть 5 миллионов рублей. По характеру он не очень любит риск и неизвестность. Поэтому решает вложить деньги в проверенную кем-то другим бизнес-модель и начинает поиск франчайзера. Среди многих вариантов он выбирает франшизу автомастерской и становится франчайзи. Но для начала вносит паушальный взнос. Что это такое — объясняем дальше.
Паушальный взнос — это стоимость франшизы в бизнесе, то есть фиксированная сумма, которую платит франчайзи франчайзеру в начале бизнеса. Обычно составляет от 9 до 11% от общих затрат на запуск.
В паушальный взнос включено:
- Стоимость регламента деятельности компании или, иными словами, бизнес-бук
- Стоимость правил построения компании и использования фирменного стиля (бренд-бук)
- Информация по управлению и организации персонала
- Методики продаж
- Фирменная рецептура или другие технологии
- Формы учета, отчетности
- Инструкции по хранению продуктов, оформлению прилавков, подаче блюд в точках общественного питания
Вернемся к примеру из жизни:
Сосед вложил деньги и получил все необходимые инструкции. Начал работать, нашел и обучил мастеров для обслуживания автомобилей, повесил вывеску, дал рекламу. Сосед начал зарабатывать, но не перестал платить деньги франчайзеру. Почему так?
Роялти — это ежемесячная оплата франшизы. В него входит плата за товарный знак, авторские права, методические материалы, обновления компьютерных систем, использование сайта франчайзера.
То есть франчайзи должен делать регулярные отчисления за пользование франшизой. В зависимости от условий договора эти выплаты могут осуществляться не с первого месяца работы или иметь разные суммы в зависимости от сезона.
Кстати, иногда франчайзи вносит свои деньги на глобальные рекламные проекты, что тоже нужно учитывать в финансовом плане.
Какие бывают формы франчайзинга в бизнесе?
Форма франчайзинга | Права | Территория | Финансы |
Прямой франчайзинг | Передаются одному лицу или предприятию | Ограничена | По условиям договора франшизы |
Субфранчайзинг | Франчайзер передает субфранчайзеру большую часть своих прав, включая право на открытие своих предприятий и продажу франшизы третьим лицам | Действие франшизы распространяется на закрепленную территорию | По условиям договора франшизы |
Мастер-франшиза (для крупных международных сетей) | В отличие от субфранчайзинга, при котором среднему звену делегируется только часть прав и обязанностей головной компании, в этом случае предполагается полная и эксклюзивная передача полномочий франчайзера мастер-франчайзи | В качестве закрепленной территории обычно выступает целая страна или группа стран | По условиям договора франшизы |
Обратный | Франчайзи выступает в роли агента, который берет у компании-франчайзера товар на реализацию | По условиям договора франшизы | Франчайзи получает доход в виде % от оборота своего предприятия |
Мягкий франчайзинг | Потенциальному партнеру предлагается внести лишь половину всех средств, необходимых для открытия предприятия. Вторую половину берет на себя управляющая компания. Позже партнер получает возможность выкупить долю управляющей компании и стать единоличным владельцем | По условиям договора франшизы | По условиям договора франшизы |
Какие бывают виды франчайзинга в бизнесе?
Товарная бизнес-франшиза
- Франчайзи реализовывает товары, выпущенные под торговой маркой франчайзера, а также следует всем инструкциям для достижение наилучшего результата продаж.
- Пример: сеть магазинов с замороженной продукцией
Производственная бизнес-франшиза
- Франчайзи сам производит, а потом продает продукцию под торговой маркой франчайзера. У него есть для этого фирменная технология, он покупает нужное сырье и гарантирует необходимое качество.
- Пример: сеть пиццерий
Сервисная франшиза
- Франчайзер обеспечивает своего франчайзи оборудованием, рекламной и маркетинговой технологией. Франчайзи должен следовать инструкциям и осуществлять деятельность на высшем уровне.
- Пример: сеть автомастерских
Бизнес-формат
- В этом виде франчайзинга франчайзи получает максимальную самостоятельность. В его руках оказывается лицензия на ведение дела и все необходимые права. Он не использует ресурсы франчайзера.
- Пример: сеть детских развивающих центров
История возникновения бизнес-франшиз
Франчайзинг в классическом виде, о котором говорится в этой статье, возник в США в 1950-ых годах. Основоположником стал Рэй Крок, который обратился к владельцам популярного ресторана в San Bernardino и с их разрешения открыл «филиал» заведения. Позже он придумает Мак Дональдс и получит лицензию на право купли-продажи таких ресторанов быстрого питания. Вместе с правом на продажу Рэй Крок стал передавать франчайзи целую систему ведения бизнеса.
В России и СНГ такая модель распространения бизнеса появилась в 1990-ые годы. Первопроходцем стал Владимир Довгань, франчайзер «Дока-хлеб» и «Дока-пицца». Своим франчайзи он предоставлял мини-пекарни и систему ведения бизнеса. В течение небольшого количества времени под его брендом открылось 800 пекарен по всему СНГ.
Франшизы вокруг нас
Рядовой потребитель не задумывается, сколько франшиз его окружает. Вот список самых узнаваемых на рынке магазинов и предприятий, работающих по такой схеме:
- McDonald's
- Pepsi
- Burger King
- Sela
- Subway
- Додо-пицца
- Dunkin’ Donuts
- Теле2
- Лаборатории Инвитро
- Milavitsa
- Мороженое 33 пингвина
- Yves Rocher
- 1C информационные технологии
- Лукойл
- Пятерочка
- 2Гис
Плюсы и минусы франчайзинга
Недостатки франшизы | Преимущества франшизы |
Потеря эксклюзивности, так как необходимо делиться уникальными наработками со своим партнером | Франчайзеру лучше и удобнее развивать сеть через партнеров-франчайзи, а не через региональных менеджеров. Меньше контроля со стороны руководства, зато больше заинтересованности со стороны франчайзи, так как это и его дело тоже. |
Опасность конкуренции. Возникали ситуации, когда франчайзи получал инструкции, а через время закрывал франшизу и продолжал использовать чужую информацию в личных целях | Франчайзеру не нужен капитал для развития. Он арендует площадь и оборудование не на свои средства, так же как и рекламные поверхности. То есть франшиза позволяет сэкономить средства. |
Уменьшается доход, потому что заработок идет только от роялти | Кампания быстрее растет и развивается, так как в это вкладывают свои деньги и другие бизнесмены. |
Риск ограничить свое развитие. Так бывает, если франчайзеру достается пассивный партнер | Увеличение лояльных клиентов в разных точках города/страны/мира. |
Франшиза в бизнесе — это законно?
К сожалению, на сегодняшний день в российских законах не прописаны такие понятия как «франчайзинг», «франшиза», «франчайзи», «франчайзер». Правоотношения регулируются в Российской Федерации главой 54 ГК РФ «Коммерческая концессия», положения которой по содержанию наиболее близки к договору франчайзинга в международном праве.
Глава 54 ГК РФ
Согласно действующему законодательству (ч. 2 ст. 1028 ГК РФ) предоставление права использования комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав подлежит государственной регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатенте). Регистрация осуществляется в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 10.06.2016 г. № 371.
Список источников:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Франчайзинг
https://sdengami.ru/franchajzing/katalog/samye-populyarnye.html
http://yourselfbranding.com/chto-takoe-franshiza-v-biznese-prostymi-slovami-primery/
https://www.beboss.ru/chto-takoe-franshiza
https://blog.burocrat.ru/biznes-po-franshize/39-franshiza-v-biznese.html
https://franshiza.ru/article/zakonodatelstvo/
https://buybrand.ru/news/25893/
Стивен Спинелли-мл., Роберт М. Розенберг, Сью Берли. Франчайзинг = Franchising: Pathway to Wealth Creation. — М.: «Вильямс», 2006. — С. 384. — ISBN 0-13-009717-9.