Этот день отмечают не только в России, но и в других странах мира. В бывших странах Советского Союза, то есть в Беларуси, Казахстане, Украине и Латвии день медицинского работника празднуют также в третье воскресенье июня.
Кстати, в День медицинского работника отмечается еще один схожий праздник — День военного медицинского работника.
Существует международный профессиональный праздник — День врача (International Doctor’s Day), который отмечаются в первый понедельник октября.
История
1 октября 1980 года в СССР вышел Указ Президиума Верховного Совета «О праздничных и памятных днях», в котором обозначался День медицинского работника. До этого момента каждый регион отмечал этот профессиональный праздник по своему усмотрению. Теперь же появилась официальная дата, утвержденная на высшем уровне.
Это стало важным решением, ведь врачи, фельдшеры и медсестры, которые каждый день спасают жизни людей, получили приятный повод для гордости и получения благодарностей от своих пациентов.
День медицинского работника ни разу не переносили на другие числа, уже больше сорока лет его отмечают в один и тот же день — третье воскресенье июня.
Особенности профессии
Все мы знаем, что медики ежедневно принимают важнейшие решения и помогают больным. Как им это удается? Рассказываем об особенностях медицинских профессии в таблице.
Факты | Подробности |
Медицинское образование в России очень сложно получить | Оно отличается многоступенчатой структурой. После школы будущий врач должен сдать ЕГЭ, поступить в медицинский вуз на бакалавра, отучиться 4 года, а затем стать магистром, на которого нужно учиться еще 2 года. После шести лет обучения нельзя лечить людей в больнице: нужно пройти аккредитацию. Получив первичную аккредитацию, врач может начать работу по специальности, но только терапевтом или педиатром. Чтобы получить более узкую специальность (например, хирург, кардиолог или гастроэнтеролог), необходимо продолжить обучение в ординатуре, то есть практиковаться еще 2 года. |
В российских вузах много теории и мало практики | Теория в вузах преподается гораздо лучше практики. Если в европейских странах и США студенты медицинских вузов больше времени проводят на практических занятиях с использованием различных симуляторов, то в России такая роскошь доступна пока не всем университетам. |
В нашей стране более 700 000 врачей | По данным статистики на 2019 год, численность медицинского персонала на всю страну — 714 100 человек. Это говорит о высоком уровне жизни, ведь чем больше врачей, тем меньше проблем со здоровьем у населения. |
Существует «непрерывное медицинское образование» | В 2013 году в силу вступил Приказ Минздрава № 837 от 11 ноября «Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций», в котором указано, что врачи имеют право принять участие в программе по постоянному повышению квалификации на добровольной основе. |
Все врачи делятся на два типа: клиницисты и диагносты | Клиницисты общаются с пациентом, осматривают его, взаимодействуют возможными способами. Их дело — собрать анамнез и направить больного на обследование. После этого клиницисты ставят диагноз и назначают лечение. К ним относятся терапевты, педиатры, хирурги, неврологи, психиатры, ортопеды-травматологи, гастроэнтерологи, отоларингологи, окулисты, нейрохирурги, эндокринологи, гинекологи, урологи. Диагносты — врачи, проводящие обследования. Они не имеют права ставить диагноз, зато помогают с описанием заключения. Среди них рентгенологи, УЗИ-специалисты, лабораторные диагносты, врачи функциональной диагностики и т.п. |
Традиции
В день медработника традиционно проводятся концерты, награждения, торжественные собрания.
У врачей существуют государственные награды: «Заслуженный работник здравоохранения Российской Федерации» и «Заслуженный врач Российской Федерации».
Пациенты тоже поздравляют дорогих врачей: дарят цветы, подарки, в также пишут приятные слова и стишки в сообщениях.
Известные личности
Гиппократ, «отец медицины». Именно он вывел медицину на уровень науки и очистил ее от философских предрассудков. Прославился своим отношением к медицине, определил этику поведения врача, придал профессии высокий моральный облик.
Григорий Антонович Захарьин (1829 — 1897), основатель клинической школы. Он стал одним из самых выдающихся клиницистов-практиков своего времени и внес огромный вклад в создание анамнестического метода исследования больных. Свои приемы диагностики и взгляды на лечение изложил в «Клинических лекциях». В 1894 году Захарьин лечил императора Александра III.
Николай Михайлович Амосов (1913 — 2002), борец за здоровый образ жизни. Разработал гимнастику: 10 упражнений, каждое по 100 движений. Он хирург-кардиолог, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда, академик АН УССР, член-корреспондент АМН, кавалер орденов Ленина, Октябрьской Революции, заслуженный деятель науки.
Популярное в культуре
Про врачей и других медицинских работников снято множество кинофильмов и сериалов. Вот лучшие из них по версии «Лайфхакера»:
- «Творение Господне», США, 2004 год
- «Скафандр и бабочк, Франция, 2007 год
- «Пробуждение», США, 1990 год
- «Золотые руки», США, 2009 год
- «Военно‑полевой госпиталь М.Э.Ш.», США, 1969 год
Список источников:
https://base.garant.ru/183590/
https://www.unipage.net/ru/education_medicine_russia
https://5cek.livejournal.com/53167.html
https://rosinfostat.ru/zdravoohranenie/
https://medznanie.ru/article/nmo/nmo-dlya-vrachey-zavetnye-250-ballov
https://static-0.minzdrav.gov.ru/system/attachments/attaches/000/026/117/original/Приказ_Минздрава_России_от_11_ноября_2013_г._№837.pdf?1431959759
https://www.kp.ru/putevoditel/obrazovanie/professii/vrach/
https://aif.ru/dontknows/file/den_medicinskogo_rabotnika_istoriya_i_tradicii_prazdnika
https://aif.ru/society/healthcare/10_vrachey_proslavivshih_rossiyskuyu_medicinu
https://informaxinc.ru/lib/100/100-velikih-vrachey/#t99
https://lifehacker.ru/filmy-pro-vrachej-i-medicinu/