Как мошенники воруют деньги с ваших банковских карт

Столкнуться с мошенниками сейчас можно не только на улице или базаре, но и находясь в своем доме. Сегодня методы финансового мошенничества принимают самые разные формы. Кому-то звонят якобы из банка, представляясь его сотрудником, а другим приходит радостное сообщение о выигрыше в несколько миллионов сумов. Что делать, если мошенники украли ваши деньги, и можно ли вернуть их назад?

Источник: Uznews

Случаи финансового мошенничества с развитием банковских систем растут в геометрической прогрессии. Чаще всего пользователи сами сообщают злоумышленникам личные данные, из-за чего борьба с мошенниками заметно усложняется. С точки зрения банков и платежных систем подобные операции — добровольные и законные. Мы поговорили со специалистами компаний HUMO, UzCard и Payme, узнали у них о самых распространенных схемах мошенничества с банковскими картами, и как с этим можно бороться.

По данным МВД, в 2021 году жертвами мошенничества с платежными картами стали 2700 человек. В действительности, по информации компании HUMO, количество жертв по стране намного больше. Дело в том, что не все пострадавшие обращаются в правоохранительные органы. В компанию UzCard, например, поступает информация уже непосредственно от государственных органов и банков, выпускающих пластиковые карты и платежно-расчетные документы.

Фишинг через фейковые сайты

По данным платежной системы HUMO, в Узбекистане самый распространенный способ — фишинг (от англ. fishing — ловля рыбы). С помощью фейковых сайтов или почтовых рассылок мошенники пытаются заполучить данные банковской карты, пароль и т. д.

Например, мошенник предлагает купить у вас товар по высокой цене. Жертва чаще всего соглашается, лжепокупатель отправляет ссылку для получения платежа. Обычно на фишинговых сайтах покупателя просят заполнить простую форму с внесением данных своей карты, чтобы совершить денежный перевод. То есть выглядит все как на обычных платежных сервисах, поэтому и легко попасться на удочку.

Посылка через службу доставки

Еще один вид мошенничества связан с тем, что товар якобы забирают через службу доставки. Оплату обещают перевести через фишинговый сайт, где у жертвы запрашивают номер карты и SMS с кодом подтверждения. Как правило, фишинговые страницы копируют дизайн, логотипы оригинальных сервисов доставки, но в строке браузера ссылка отличается от оригинального web-адреса. Например, есть оригинальный сайт magazin.uz. А фишинговый сайт будет выглядеть примерно так: magazin.my.com или magazin-uz.com и т. д.

Фейковые новости о денежных выплатах

Злоумышленники часто используют фейковые новости от имени государства, различных фондов и компаний, в которых сообщают о выплатах пособий или материальной помощи на банковские карты. Они предлагают ввести данные своей карты для подтверждения перечисления денег и тут же опустошают ее. Банки же обычно перечисляют деньги адресно на ваш счет. Кроме того, государственные органы и фонды никогда не запрашивают реквизиты карты для зачисления на них материальной помощи.

Розыгрыш приза

Когда вас извещают о «выигрыше» через SMS, письма на электронную почту, сообщения в социальных сетях и мессенджерах, не спешите переходить по ссылке. Скорее всего, это фишинговый сайт, где мошенники собирают данные банковских карт своих жертв.

Зачастую самое банальное, что может говорить мошенник: «Чтобы получить деньги на карту, скажите, пожалуйста, пароль из SMS, который система вам отправила». Даже через приложение Payme вы получаете средства без всякого подтверждения с вашей стороны.

Звонок работников банка

Злоумышленники могут представляться сотрудниками службы безопасности банка или платежной системы, заманивать обещанием высокого кэшбека при покупке товаров, а то и требовать возвращения денег, якобы случайно зачисленных на вашу банковскую карту. Главная цель — узнать данные карты.

По информации компании Payme, в случае, если с вами связываются люди, представляющиеся сотрудниками call-центра или другой организации с просьбой срочно передать SMS-код в связи с угрозой безопасности или запрашивают какую-либо информацию, связанную с вашей картой, — положите трубку. Затем следует перезвонить самим по номерам телефонов, размещенных на официальных интернет-сайтах. Да, это займет немного времени, но зато поможет защитить ваши средства от кражи.. Что делать, если наткнулись на мошенника?

Если вы заметили попытки получить информацию о вашей карте, зафиксировали подозрительные платежи, оформленные на ваше имя кредиты или вклады, то необходимо обратиться в обслуживающий банк.

Владелец карты должен:

  • позвонить в банк, заблокировать карту, заявив о несанкционированном использовании средств;
  • по заявлению клиента обслуживающий банк выдает информацию об обороте средств по карте и по заявлению может также ее заблокировать;
  • подать заявление в ОВД о краже денег с карты.

В call-центр Payme поступает около 450−550 звонков в месяц. В последнее время в основном это сообщения о том, что была неудачная попытка списать со счета деньги.

По информации компании UzCard, надо учитывать, что не всегда средства снимаются мгновенно после поступления звонков. Иногда мошенники регистрируют карты жертв в мобильном приложении под своими аккаунтами и снимают средства лишь после поступления зарплаты или пенсии. Поэтому, если есть подозрения, что ваша карта уже попала в руки мошенников, лучше заказать новую в банке.

Если мошенникам удалось списать ваши деньги, даже в случае обращения с заявлением в правоохранительные органы, шансы вернуть украденные средства практически равны нулю. После того, как мошенники сняли деньги, их максимально быстро «прокручивают» через разные карты, а затем выводят на международные кошельки. Происходит это в считанные минуты, и к моменту, когда вы понимаете, что ваши деньги украдены, как правило, они уже выведены за пределы республики, и установить личность мошенника невозможно.