Родители Казани жалуются на участившееся воровство подростков и обвиняют в этом соцсети, которые популяризируют кражи из магазинов. Психологи же считают, что причина такого поведения — возрастные особенности и нехватка внимания.
Ответы на два традиционных вопроса — кто виноват и что делать — искал «Аиф Казань».
«Шарятся по магазинам».
«В один из выходных мне позвонила знакомая продавец из супермаркета и сообщила, что дочь с подругой, им по 14 лет, украли из магазина продукты на 500 рублей — жвачки, чипсы, кексы. В этот день подруга дочери ночевала у нас, и буквально перед кражей я им предлагала пиццу, которую только что испекла. Они отказались и пошли гулять, а на деле, оказывается, отправились тащить с магазинных полок. как в голодный год! — негодует жительница Ново-Савиновского района Казани Амина С. — Стыдно было перед продавцом. К тому же выяснилось, что именно дочь была инициатором этой затеи».
«Мать одноклассника рассказала, что парни воруют из магазинов. А я-то удивлялся, откуда у нас то и дело чипсы, напитки, мелочи для гаджетов, — рассказывает отец 15-летнего жителя Советского района Андрей. — Сын говорил, что приятель ему покупает, у того в самом деле всегда есть карманные деньги. Выяснилось, что их даже не двое, а четверо, и вот они в разном составе шарятся по магазинам. Самое интересное, что все семьи нормальные. Думаю, это все соцсети. Там целые сообщества шоплифтеров, как они себя называют. Расписаны методы краж, права, если вызвали полицейских».
По официальным данным, за пять месяцев 2023 года в Казани зафиксирована 41 кража, совершенная подростками 14 — 17 лет.
«Значительного роста нет: в прошлом году за аналогичный период было зарегистрировано 39 краж, — рассказывает начальник подразделения по делам несовершеннолетних Управления Министерства внутренних дел России по Казани Диана Багаутдинова. — Из подростков лишь примерно половина из неблагополучных семей или детдома».
Некоторое негативное влияние соцсетей на подростковые кражи есть, но оно не определяющее, считают в МВД.
"Если брать ребят из обычных семей, то они обычно попадают в ловушку возрастной психологии. Ими движут ущербная состязательность, борьба за первенство в компании, желание адреналина, вызов сверстников, -отмечает Диана Багаутдинова. — Сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних, которая работает при каждом отделе полиции, вызывают на все такие ЧП. Они объясняют ребятам, что уголовная статья- это пятно, сложно будет устроиться на нормальную работу.
А ещё нередко удар по семейному бюджету: «тайное хищение чужого имущества», как определяет кражу закон, может быть наказано штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей, сообщают в полиции".
«Да, несовершеннолетним чаще всего дают условное наказание, но и оно — судимость, то есть серьезный удар по репутации. Кстати, если человек воровал не в одиночку, это квалифицируют уже как деяние по сговору, а если подростки убежали от продавцов, то как разбой. Если же магазин идет на примирение, а подросток попался на краже впервые, уголовное дело нередко не заводят, а ставят на учет в ПДН. За школьником закрепляют общественного воспитателя. Если за 6 месяцев к подростку нареканий не будет, то его снимут с учёта. Ребят, которые встают на нормальный путь, мы стремимся поощрять. Например, проводится акция “Полицейский Дед Мороз”, — информирует Диана Багаутдинова. — Сотрудники ПДН приходят в семьи с трудным финансовым положением, поздравляют с Новым годом, дарят подарки, например, телефон. Что именно хочет получить школьник, спрашиваем у родителей».
Шквал эмоций.
«Новость о краже, совершенной ребенком — то, что сразу выводит родителей из равновесия. Появляются чувство стыда, беспомощности, страха за будущее. Нужно дать себе время успокоиться. Можно также позвонить на горячую линию психологической поддержки, например, по тел (843) 277−00−00 или 8 (800) 2000−122, — советует психолог Светлана Берцец. — Обрушивать на виновника шквал эмоций не стоит, но и скрывать, что вы очень расстроены, тоже не вариант. Если к ситуации оказались привлечены правоохранительные органы, в первую очередь придется озаботиться юридической помощью, а потом уже обсуждать причины и следствия действий подростка. Отмечу, что всячески выгораживать ребёнка перед пострадавшими и представителями закона — неудачная идея. Он должен извиниться за свой поступок перед сотрудниками магазина и родителями».
Лучше, когда разговор с подростком о мотивах ЧП будет не на бегу и не в состоянии сильной усталости.
"Скажите ему, что для вас главное понять причины. Надо поговорить и о правовой стороне вопроса, без прикрас, но и не скрывая реальность, — отмечает Светлана Берцец. — Ребенок должен получить определенные санкции. Например, возместить стоимость украденного родителям, расплатившимся за него в магазине, своим трудом — дома или в саду. Нужно также понимать, когда подросток говорит, что он не будет больше воровать, не значит, что он действительно не будет.
Если происшествие сильно выбило из колеи или ребёнок от вас закрылся, диалог невозможен, лучше привлечь посредника, к примеру, учителя, психолога".
Почему они воруют?
"Эпизод воровства (или несколько) есть у всех детей, — считает Светлана Берцец. — Дошкольник или младший школьник пробует взять чужое, потом случается серьезный разговор, и ребенок понимает, что воровать стыдно, это наказывается. Важно, чтобы и в младшем возрасте ребенок извинился перед продавцом. Можно сказать: сходим вместе, я постою рядом с тобой. Что касается подросткового возраста, в это время резко повышается вероятность поведенческих и эмоциональных нарушений. Виной тому гормональные изменения, любопытство, стремление найти своё место в жизни, прощупать свои и чужие границы, борьба за внимание сверстников. Клептомания же и психопатия встречается довольно редко. Надо прояснить, какие причины лежат в вашем случае. Например, если сын или дочь ворует для самоутверждения среди своей компании, нужно помочь самоутвердиться другим способом.
Часто за воровством стоит незрелость эмоционально-волевой сферы, когда человек совершает импульсивные поступки, не думая о последствиях, рассказывает Светлана Берцец. Одна беседа, что так делать нельзя, тут не поможет. Лучше на постоянной основе привлекать к работе с ребенком специалистов — психологов, медиков. Постепенно эмоционально-волевая регуляция созревает, появляются устойчивые интересы, и риск социально неприемлемого поведения снижается".
«В целом прогноз зависит от окружения и атмосферы, в котором подросток живет, насколько она конструктивна, — подчёркивает психолог. — Если родители несут домой офисную бумагу с работы или уклоняются от уплаты штрафов, то какие выводы из этого делает растущий человек?..В завершение скажу, что у большинства подростков воровство — временное явление, главное, с минимальными потерями пройти этот возраст».
МНЕНИЕ.
Специалист по работе с подростками нейрологопедического центра «Сила речи» Рената Гафиятуллина:
"Один из мотивов воровства у подростков — стремление получить внимание сверстников и родителей. Они нуждаются в подтверждении того, что он для друзей и папы с мамой самый лучший, самый значимый. Часто родители адекватные, заботливые, но субъективно ребенок не чувствует себя любимым. Это особенности возраста -обостренное чувство справедливости, нетерпимость к критике, обидчивость, стремление обособиться и отделиться. Добавим сюда высокую эмоциональность подростка, нехватку личных опор в виде работы, финансов, общественных достижений, и становится понятно, насколько сложно растущему человеку.
Иногда семья благополучная, но родители много работают, имеют сниженный эмоциональный фон из-за профессионального выгорания, депрессии или просто скупы на проявление чувств. Поэтому неудивительно, что дети из хороших семей тоже могут пойти по пути нарушений закона.
У психологов есть даже такая метафора: подросток, воруя, крадет любовь, которой ему не хватает. Часто это сигнал о помощи: обратите на меня внимание. Он может это не признавать, даже если прямо спросить об этом. Скажет, что хочет иметь эту косметику или одежду. Кстати, нередко случается, что несмотря на принятые меры, родители сталкиваются с повторным эпизодом воровства. Это потому, что такую привычку побороть непросто".