Выборы в местные органы власти кардинально изменили политическую ситуацию на Тайване. После сокрушительного поражения правящей Демократической прогрессивной партии (ДПП), сделавшей ставку на альянс с США, власть на местах перешла к оппозиционной партии Гоминьдан, поддерживающей сближение с материковым Китаем. Президент Тайваня Цай Инвэнь, при которой эскалация с Пекином достигла пика, уже покинула пост главы правящей партии, взяв на себя ответственность за проигрыш ДПП. Главным бенефициаром стал материковый Китай, получивший шанс на продолжение политики мирного объединения с островом.
Состоявшиеся в минувшую субботу местные выборы на Тайване были первым общенациональным голосованием на 23-миллионном острове, проходившим на фоне превращения его в один из главных дестабилизирующих факторов в мировой политике — вместе с конфликтом на Украине.
Подтверждением неослабевающей напряженности вокруг Тайваня стало распространенное на следующий день после выборов — в воскресенье — заявление оборонного ведомства острова о зафиксированном за последние сутки приближении к нему четырех кораблей ВМС и восьми самолетов Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Два истребителя J-10 и два стратегических бомбардировщика H-6 совершили заход в опознавательную зону ПВО Тайваня. В ответ Тайвань поднял в воздух по тревоге свои истребители, распространил сигналы предупреждения и развернул зенитные ракетные комплексы.
Непосредственно перед этим тайваньская тема стала предметом непростого разговора министров обороны США и Китая Ллойда Остина и Вэй Фэнхэ в ходе их личной встречи в Пномпене, прошедшей на минувшей неделе на полях Совещания министров обороны стран—членов АСЕАН с диалоговыми партнерами.
Уже после возвращения домой, отвечая на вопрос, как поведут себя союзники США в Индо-Тихоокеанском регионе в случае попытки насильственного присоединения Китаем Тайваня, Ллойд Остин заявил, что союзники будут действовать «не только исходя из верности Соединенным Штатам, но и из-за желания поддержать международный порядок, основанный на правилах». Какими могут быть эти действия, он уточнять не стал.
В этой ситуации борьба за контроль над местными органами самоуправления, в ходе которой жители непризнанной Китайской Республики избирали мэров 16 городов и шести специальных муниципалитетов, глав уездов, депутатов городских и уездных собраний, администрацию деревень и поселков (в общей сложности — свыше 11 тыс. управленцев), должна была определить не только внутриполитический расклад, но и вектор возможных перемен во внешней и оборонной политике.
Пришедшая к власти в 2016 году ДПП во главе с Цай Инвэнь отказалась признавать принцип «одного Китая» и взяла курс на сворачивание связей с КНР, которые пытался выстроить правивший до этого Гоминьдан. Начало правления ДПП совпало с приходом к власти в США Дональда Трампа, который бросил вызов Пекину, проводя политику поддержки тех игроков, которые способны подключиться к сдерживанию Китая. Готовый играть в эту игру Тайвань стал для Вашингтона ценным активом, на чем и пыталась все последние годы сыграть действующая администрация на острове, получая от США растущую политическую поддержку и внушительную военную помощь.
Кульминацией медового месяца в отношениях Вашингтона и Тайбэя, растянувшегося на годы и продолжившегося в период правления Джо Байдена, стал состоявшийся в августе визит на остров спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси. Для Пелоси это была самая громкая политическая акция, совершенная незадолго до ее ухода с поста спикера Палаты представителей после утраты демократами контроля над нижней палатой Конгресса по итогам ноябрьских выборов. В свою очередь, для главы тайваньской администрации (президента) Цай Инвэнь это тоже был момент триумфа: в ходе визита Нэнси Пелоси на остров Цай Инвэнь сделала новые резкие заявления в адрес КНР, в то время как китайская сторона, вопреки ожиданиям многих, так и не рискнула пойти на решительные действия.
Однако триумф Цай Инвэнь продлился недолго. На местных выборах 26 ноября возглавляемая ею ДПП потерпела сокрушительное поражение, завоевав лишь пять из 21 мандата глав городов и муниципалитетов, в то время как Гоминьдан получил 13 мандатов. Весьма символично, что кандидаты Гоминьдана заняли кресла мэров в четырех из шести крупнейших городов острова — в столице Тайбэе, а также Синьбэе, Таоюане и Тайчжуне. Голосование в городе Цзяи перенесено на 18 декабря из-за смерти одного из кандидатов, однако прогнозы и здесь сулят победу Гоминьдану. Два места получили независимые кандидаты.
После объявления итогов выборов Цай Инвэнь выступила с обращением, взяв на себя ответственность за провал правящей партии и объявив об уходе с поста председателя ДПП, который она занимала с мая 2020 года. При этом она остается на посту президента Тайваня до новых выборов, которые пройдут через 14 месяцев — в начале 2024 года. О готовности уйти в отставку также заявил премьер-министр острова Су Чжэньчан, однако Цай Инвэнь отставку не приняла, попросив его остаться на своем посту для того, чтобы не допустить резкой смены политического курса.
Потепление между Тайбэем и Пекином началось после того, как в 2008 году к власти на острове пришел Гоминьдан во главе с Ма Инцзю. В период правления Гоминьдана Пекин и Тайбэй подписали ряд крупных соглашений в сфере туризма и бизнеса. Однако уже в 2016 году, после прихода к власти нынешней главы администрации Цай Инвэнь, в отношениях островного и материкового Китая вновь начался откат. Сразу после смены власти в Тайбэе председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что Китай не приемлет «никаких действий по достижению так называемой независимости Тайваня». В 2020 году выступающая против сближения с Китаем ДПП победила на выборах в парламент острова, что позволило Цай Инвэнь остаться на своем посту еще на один срок — до 2024 года.
Между тем, не пойдя на силовую акцию в августе, Китай продолжает давление на остров, проводя у его берегов регулярные маневры. Кроме того, назвав решение тайваньской проблемы главным приоритетом, в своем выступлении на состоявшемся в октябре ХХ съезде КПК председатель КНР Си Цзиньпин дал понять, что нельзя исключать и военных действий.
В связи с этим в регионе заговорили о том, что конфликт США и Китая вокруг Тайваня грозит спровоцировать большую войну на Тихом океане. Однако начавшиеся перемены в политике Тайваня дают материковому Китаю шанс на продолжение прежней политики мирного объединения с островом, не требующего силового сценария.
Сергей Строкань