Об этом сообщается на официальной странице омбудсмена.
«В контексте утверждения 16 декабря Комиссией по чрезвычайным ситуациям Молдовы постановления № 54, а именно пункта 9, народный адвокат Чеслав Панько инициировал процесс изучения аргументов и доводов, которые были в основе этого постановления, и направил обращение в КЧС и Совет по телевидению и радио», — сказано в заявлении.
Омбудсмен считает, что положения пункта 9 постановления КЧС ограничивают осуществление основных прав на свободу выражения мнений и право на собственность «в контексте, когда не был продемонстрирован баланс или соразмерность между ограничением этих прав и намеченной целью».
По мнению народного адвоката, приняв соответствующие меры, власти превысили лимит обеспечения условия минимального вмешательства в обеспечение справедливого баланса между соблюдением права на свободу выражения мнений, права на собственность и обеспечением информационной безопасности.
«Кроме того, наделение этими полномочиями КЧС вместо судебной инстанции нарушает принцип разделения и сотрудничества властей в государстве, гарантированный статьей 6 Конституции», — уточняется в заявлении.
При этом омбудсмен порекомендовал властям найти другие альтернативные меры в отношении СМИ и напомнил, что меры по отстранению должен оценивать исключительно суд.
Приостановка вещания шести русскоязычных телеканалов в Молдове
В пятницу, 16 декабря, Комиссия по чрезвычайным ситуациям приняла решение приостановить действие лицензий на вещание шести русскоязычных телеканалов в Молдове.
Согласно решению КЧС, на время действия чрезвычайного положения в Молдове приостанавливается лицензия на вещание каналов Primul în Moldova, RTR Moldova, NTV Moldova, Accent TV, TV6, Orhei TV.
КЧС мотивировала принятое решение необходимостью «защитить национальное информационное пространство и предупредить риск дезинформации и попыток манипулирования общественным мнением».
Мера вступает в силу с понедельника, 19 декабря. Ранее, до запрета новостных и аналитических программ, телеканалы Primul în Moldova, RTR-Moldova и NTV Moldova транслировали программы российских каналов «Первый», РТР и НТВ.
Все запрещенные телеканалы были настроены оппозиционно по отношению к действующей власти.
Решение КЧС вызвало бурю негодования среди политиков и журналистов. Парламентская Партия социалистов (ПСРМ) заявила, что оспорит решение КЧС в суде. Также о намерении обратиться в судебные инстанции заявил телеканал РТР — Молдова.
Реакция Союза журналистов и МИД России
Председатель Союза журналистов России (СЖР) Владимир Соловьев заявил, что структура обратится во все международные журналистские и правозащитные организации из-за решения властей Молдовы фактически закрыть шесть русскоязычных каналов.
«Очередное вопиющее нарушение прав русскоязычного населения, нарушение всех принципов свободы слова и свободы распространения информации. Ситуация абсолютно неприемлемая. Думаю, что среагирует МИД», — сказал Соловьев.
В распространенном 17 декабря заявлении официальный представитель МИД России Мария Захарова подчеркнула, что «власти Республики Молдова сохраняют курс на уничтожение любых форм инакомыслия в стране, методами тоталитарной цензуры зачищая национальное информационное пространство от последних очагов альтернативных точек зрения».
Она также отметила, что Москва рассматривает действия молдавских властей как «беспримерный акт политической цензуры, как надругательство над принципом плюрализма СМИ и грубейшее попрание права на свободу доступа к информации, (…) циничное ущемление прав национальных меньшинств».
В МИД России потребовали от профильных международных организаций дать адекватную оценку произошедшему и принять все надлежащие меры по выправлению этой неприемлемой ситуации.