Определенная категория пользователей считает предлагаемую норму скрытой формой цензуры. Возникает закономерный вопрос — насколько обосновано предлагаемое новшество? Ситуацию комментирует заведующий кафедрой Ташкентского государственного юридического университета, PhD по юридическим наукам Шохжахон Хужаев.
— В обновленной статье 29 Конституции Узбекистана предлагается закрепить, что «ограничение права на поиск, получение и распространение информации допускается только в соответствии с законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, здоровья и нравственности народа, прав и свобод других лиц, обеспечения общественной безопасности и общественного порядка, а также предотвращения разглашения государственных секретов или иной охраняемой законом тайны».
Действующая норма статьи 29 Конституции указывает, что «каждый имеет право искать, получать и распространять любую информацию, за исключением направленной против существующего конституционного строя и других ограничений, предусмотренных законом». Однако для каких целей могут вводиться эти ограничения указано не было.
Более того во второй части этой статьи указано, что «Свобода мнений и их выражения может быть ограничена законом по мотивам государственной или иной тайны». Эта формулировка сегодня позволяет ограничить распространение любой информации под предлогом необходимости защиты «государственной или иной тайны». Поэтому от этой формулировки предлагается отказаться.
Вместе с тем, следует отметить, что установлены общепризнанные стандарты ограничения свободы информации. Так, часть вторая статьи 29 Всеобщей декларации прав человека гласит, что «права и свободы должны подвергаться ограничениям только по закону исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других, удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».
Более конкретно ограничение прав в отношении свободы информации предписывается в статье 19 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года (Узбекистан присоединился к этому пакту 31 августа 1995 года). В ней указывается, что пользование правом на свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи налагает особые обязанности и особую ответственность.
Рассматриваемая норма Международного пакта предусматривает некоторые ограничения этих прав, которые должны быть установлены законом и являться необходимыми:
- для уважения прав и репутации других лиц;
- для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
Схожие нормы содержит статья 10 Европейской Конвенции по правам человека.
Как видно из вышеуказанных норм, международные акты, во-первых, определяют случаи ограничения свободы информации, во-вторых, допускают установление этих ограничений законами государств, в-третьих, рассматривают ограничения как охрану определенных ценностей (права других людей, безопасность и правопорядок, здоровье или нравственность).
То есть вызвавшее общественное возмущение вводимая цель ограничения «для охраны здоровья или нравственности» на самом деле международный стандарт в области защиты прав человека. Например, запрет пропаганды наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подстрекательства к совершению самоубийства или членовредительству вызваны требованиями охраны здоровья. Предлагаемая конституционная защита нравственности направлена в том числе на ограничение распространения материалов, пропагандирующих культ насилия и жестокости, а также извращенных порнографических материалов, глумление над общечеловеческими ценностями.
В издании «Права человека: изложение фактов» Управления Верховного комиссара ООН по правам человека указывается, что ряд прав человека могут иметь ограничения или пределы, устанавливаемые законом. Поэтому ограничение прав государством-участником в установленных пределах не является нарушением соответствующего права. Допускаемые случаи ограничения должны рассматриваться как разумные способы обеспечения общественного консенсуса и благополучия.
Таким образом предлагаемые изменения в статью 29 Конституции страны обеспечивают соответствие нормы национального законодательства с требованиями международных актов в области прав человека. Предлагаемая конституционная норма определяет для каких целей допускаются ограничения свободы информации. В любом случае ограничения должны будут предписаны в законе и должны соответствовать целям, указанным в Конституции. В противном случае норма закона будет считаться не соответствующим Основному закону.
Кроме того, по поводу возможного расширительного толкования и неясностей закона следует отметить, что в статье 19 Конституции предлагается закрепить, что «все противоречия и неясности в законодательстве, возникающие во взаимоотношениях человека с государственными органами, толкуются в пользу человека». Значит, если возникнут споры по поводу толкования норм, связанных с ограничением свободы информации, они будут толковаться в пользу человека.