Конституционный совет Башкирии: результаты первых ста дней работы

1 января 2023 года в Башкирии начал свою работу Конституционный совет Республики Башкортостан.

О первых ста днях его работы рассказал председатель совета Хайдар Валеев.

— Расскажите, как был создан Конституционный совет республики?

— В рамках проведенной в стране масштабной реформы был принят федеральный конституционный закон, которым предусматривалось упразднение всех конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации до конца 2022 года. К моменту принятия вышеназванного закона на региональном уровне действовали 15 конституционных и уставных судов. Однако тем же законом субъектам было предоставлено право образовать свои конституционные (уставные) советы, действующие при законодательных органах власти. Чем и воспользовалась наша республика, учредив свой Конституционный совет.

Нормы о Конституционном совете первоначально получили закрепление в Конституции республики. В ней предусмотрен порядок представления кандидатур и назначения членов Совета, право законодательной инициативы Совета. А уже затем был принят закон о Конституционном совете, согласно которому новый орган приступил к полномочиям с 1 января этого года.

— А все ли субъекты воспользовались этим правом?

— На данный момент Конституционные советы образованы в республиках Адыгея, Саха (Якутия) и Башкортостан. Известно, что планируется создание подобного органа в республике Татарстан. Не исключено, что и другие субъекты воспользуются предоставленным правом.

Интересно отметить, что каждый из субъектов идет своим уникальным путем создания нового органа. У нашего совета своя специфика. Нашим законодателем установлены высокие требования к уровню образования членов совета. Они должны быть кандидатами или докторами юридических наук. Это вполне обосновано, ведь член совета — это, прежде всего, эксперт в сфере конституционного законодательства.

— Кто входит в состав Конституционного совета?

— Согласно закону, Конституционный совет создается в составе не менее трех и не более пяти членов.

На сегодняшний день в составе совета три человека. Заместителем председателя является Владимир Михайлович Крылов, он кандидат юридических наук, имеет более 30 лет стажа судейской работы. Секретарем совета назначена Светлана Борисовна Сафина, имеющая более 25 лет стажа научно-педагогической деятельности, доктор юридических наук.

Как вы уже знаете, председателем совета являюсь я. До этого назначения я работал на различных руководящих должностях, в том числе заместителем председателя Конституционного суда республики. Полагаю, мой управленческий опыт, как и опыт судейской работы, помогут мне эффективно работать в занимаемой должности.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о полномочиях Конституционного совета республики.

— Полномочия достаточно широкие. Прежде всего, это осуществление конституционного надзора, который условно можно разделить на три направления. Мы рассматриваем обращения, жалобы на нарушение конституционных прав и свобод. Также проверяем на соответствие Конституции республики проекты законов и проекты нормативных правовых актов нашего парламента по запросу президиума Госсобрания. Еще по обращению Главы республики совет проверяет уже принятые Госсобранием, но еще не подписанные им же законы. Задача совета — не допустить наличие противоречий Конституции республики в проверяемых документах.

— Для чего проверять проекты законов, которые, возможно, и не станут законами?

— Если говорить простыми словами, проще сразу, на стадии законопроекта выявить возможное несоответствие Конституции, чем это обнаружится потом, уже во вступившем в силу законе, и тогда он будет проходить долгую и сложную процедуру внесения изменений и дополнений. Ведь одна из главных задач конституционного надзора — своевременное выявление даже возможных нарушений норм Конституции республики и обеспечение стабильности действующего законодательства.

— А если вы видите несоответствие Конституции, совет отменяет такой нормативный правовой акт?

— Нет, совет не вправе отменять проверяемые нормативные акты, тем более, если речь идет о законопроекте. Итогом проверки является заключение о соответствии либо несоответствии нормативного правового акта (или его проекта) Основному закону республики. Заключения носят рекомендательный характер, на основании которого издавший акт орган может отметить его сам или внести соответствующие изменения и дополнения.

— Несмотря на то, что совет действует только с января этого года, вы уже ведете полноценную работу. Но как юрист вы понимаете, что основой работы любой государственной структуры являются правовые документы. К моменту образования Конституционного совета была ли создана соответствующая база локальных актов, по которым совет организует свою работу?

— Нет, к моменту начала работы нового органа такая база не была готова. Как я уже говорил, совет начал свою работу на основе норм Конституции Башкортостана и Закона республики «О Конституционном совете РБ». Поэтому параллельно с осуществлением своих основных полномочий мы создавали «с нуля» правовую базу своей деятельности. Причем все решения совета, в том числе по принятию актов локального характера, согласно принципу коллегиальности вырабатываются и принимаются членами совета только совместно. Выработка таких актов — сложный и трудоёмкий, но необходимый этап, чтобы дальнейшая наша работа была законной и конструктивной.

— Совет действует всего сто дней со дня образования. Поступают ли уже обращения в совет? И какая сфера ваших полномочий превалирует?

— К настоящему дню в совет поступили несколько обращений от граждан, по ним даны ответы. Полагаю, жлоб от граждан по сравнению с числом обращений от Госсобрания и Главы республики будет значительно больше. И это вполне закономерно. Изначально этот орган создавался с тем, чтобы не допустить снижения уровня доступности защиты гражданами своих конституционных прав и свобод после упразднения Конституционного Суда Республики Башкортостан. Защита прав и свобод человека и гражданина является одной из законодательно установленных целей образования и деятельности Конституционного совета.

Кроме того, в республике достаточно сильный депутатский корпус, профессионально организована работа секретариата Госсобрания, сильное государственно-правовое управление в администрации Главы республики, поэтому законы в общей массе принимаются на высоком уровне. Граждане же, не обладающие в большинстве своем специальными юридическими познаниями, свои вопросы адресуют к нам и, как следствие, обращения от граждан превалируют. Убежден, что такая статистика сохранится и по итогам года.

— А с какими вопросами обращаются граждане в Конституционный совет?

— Вопросы совершенно разные. К сожалению, не всегда граждане правильно понимают, чем именно занимается Конституционный совет. Поэтому обращаются с хозяйственными спорами, направляют жалобы, касающиеся их индивидуального вопроса, а не проверки нормативного правового акта.

Хочу обратить внимание читателей, что по обращениям граждан совет проверяет только соответствие Конституции республики правового акта. Совет не правомочен проверять соответствие Конституции действия (бездействие) органов власти, решения судов.

Совет проверяет акты, изданные органами государственной или муниципальной власти, которые носят общий нормативный характер. И поэтому совет не проверяет документы, принятые в отношении конкретного лица (например, приказы и распоряжения руководителя по определённому лицу и другие.).

Еще один важный момент. Проверка проводится на соответствие только Конституции республики и по вопросам, отнесенным к ее ведению.

В любом случае, отрадно, что граждане активно пользуются средствами государственной защиты своих прав и свобод. Это говорит о высоком уровне правовой культуры в обществе. Кстати говоря, совет и в этом направлении уже ведет активную работу.

— Каким образом вы ведете работу в части повышения правовой культуры граждан?

— Это еще одно законодательно закрепленное полномочие совета, а именно осуществление пропаганды конституционных ценностей. Грамотный гражданин — это сильное государство. Поэтому мы ведем конституционно-правовое просвещение на самом разном уровне, для самой разной аудитории.

К примеру, Конституционный совет совместно с Башкирской академией государственной службы и управления организовал открытую лекцию известного в России и в мире конституционалиста, доктора юридических наук, профессора, президента международного фонда «Дорога мира» и центра «Право мира» Ирины Анатольевны Умновой-Конюховой. Лекция ориентирована на специалистов в области конституционного права. Соответственно, были приглашены депутаты и работники секретариата Госсобрания, сотрудники администрации Главы республики, преподаватели, и кроме того, учащиеся юридического факультета Академии госслужбы при Главе республики.

В марте мы совместно с комитетом Госсобрания республики провели круглый стол по вопросам формирования правового сознания и поведения обучающихся. Он был, безусловно, интересен, так как при участии депутатов, представителей министерства образования и науки республики, органов местного самоуправления, высших учебных заведений, общеобразовательных организаций проблема получила всестороннее освещение.

— Что в планах деятельности Конституционного совета?

— Собственно говоря, планы одни — расширять и активизировать нашу работу по всем направлениям.

В части организации работы с обращениями граждан, учитывая, что не все люди понимают, как и по каким вопросам обращаться в Совет, планируется подготовить соответствующие методические рекомендации по оформлению обращений, чтобы люди могли самостоятельно грамотно составить свое обращение. Ведение личного приема граждан.

Кроме того, важное направление нашей работы — это взаимодействие с органами государственной власти и институтами гражданского общества в части защиты конституционных прав и свобод граждан. В этой связи планируется заключение рамочных соглашений с Уполномоченным по правам человека, Уполномоченным по правам ребенка в республике Башкортостан и для обмена опытом, и для координации позиций по вопросам конституционных прав и свобод граждан, и для увеличения информационного обмена по вопросам их нарушения.

И, конечно же, будет продолжена работа по популяризации конституционных ценностей, причем ориентированной на самые разные группы населения. Не важно, житель это мегаполиса или деревни, имеет ли он высшее или среднее образование или не имеет его вовсе, ведет ли он свой бизнес или занимается дома воспитанием детей, любой человек — это гражданин нашей страны и имеет равные конституционные права и свободы. Именно поэтому в повестке нашей работы планируется проведение в том числе выездных мероприятий.

Справка.

Хайдар Арсланович Валеев — кандидат юридических наук, судья в отставке Конституционного суда Республики Башкортостан.

С 1980 по 2000 годы работал на руководящих должностях в Абзелиловском районе. В 2000 году — замминистра сельского хозяйства и продовольствия РБ. С 2000 по 2008 годы — работа в Администрации Президента Республики Башкортостан. В 2008—2011 годах — первый проректор Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан. В 2011—2019 годах — председатель ЦИК РБ. С 2019—2022 — заместитель председателя Конституционного Суда РБ. 15 декабря 2022 года назначен Государственным Собранием — Курултаем Республики Башкортостан на должность председателя Конституционного совета Республики Башкортостан.