У НАТО существуют опасения относительно действий Северного флота России в Арктике, сообщили опрошенные The New York Times аналитики.
Командование силами НАТО осуществляется из трех оперативных штабов: в Брунсуме в Нидерландах, в Неаполе в Италии и в Норфолке в США. Ранее Helsingin Sanomat узнала, что НАТО рекомендовало отнести Финляндию, которая недавно вступила в альянс, к Брунсуму, хотя страна надеялась присоединиться к Норфолку.
Аналитик Финского института Матти Песу в беседе с NYT пояснил, что в таком случае Финляндии легче будет получить подкрепление из Норвегии и Швеции. А штаб в Норфолке пока не способен «оперативно защищать северные территории», пишет Yle.
Аналитик Шведского агентства оборонных исследований Роберт Дальсьё считает эту угрозу реальной, но в то же время предупреждает, что она может быть преувеличена, особенно на фоне конфликта на Украине. Как пишет издание, Россия преимущественно сухопутная держава, и ее Северный флот «значительно меньше, чем во времена холодной войны». «Если они не сделали этого тогда со 150 кораблями, зачем им делать это сейчас с 20?» — отметил Дальсьё.
По словам сенатора Ангуса Кинга, в связи с глобальным потеплением в регионе могут открыться новые маршруты, и Россия может использовать их для приближения к США, в то время как Вашингтон пока не готов к такому сценарию. Генсекретарь НАТО Йенс Столтенберг, в свою очередь, отмечал, что Москва и Пекин уже активизировали свои действия в Арктике, и призвал усилить присутствие альянса в регионе.
В Кремле планы НАТО восприняли негативно. «Арктика — это зона нашей экономической и хозяйственной деятельности, зона по обеспечению безопасности России, сфера наших жизненных интересов. Эти заявления мы считаем намерением по противостоянию России и российским интересам в Арктике», — заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Оно особо важно тем, что обеспечивает свободный выход российского флота в Атлантику и Тихий океан, а также важно «богатствами исключительной экономической зоны и континентального шельфа России, возрастающим значением Северного морского пути для устойчивого развития и безопасности» страны и решающей ролью этого маршрута «для обороны страны с морских и океанских направлений», говорится в документе.