«Это знаковая реформа <…>. Наша цель — перестроить бундесвер таким образом, чтобы он был наилучшим образом подготовлен к обороне в случае войны. Ни у кого не должно возникнуть мысли о нападении на территорию НАТО — это то, что мы [хотим] донести», — объявил министр обороны Борис Писториус.
Ключевым вопросом, по его словам, является призыв в армию, Минобороны представит модель изменений в этой сфере в ближайшие недели. Вероятно, Германия примет так называемую скандинавскую модель, которая предполагает добровольность и гендерную нейтральность военной службы, как это введено, например, в Швеции.
Как пишет издание, военное командование и Минобороны Германии планировали реформы в течение несколько месяцев, наблюдая за конфликтом между Россией и Украиной. Реформы предполагают, что операции в киберсреде окажутся на одном уровне с наземными, воздушными и морскими силами, а руководить четырьмя компонентами вооруженных сил будет единое оперативное командование.
Сейчас бундесвер — одна из крупнейших армий НАТО со 182 тыс. военнослужащих, однако, отмечает издание, разросшаяся структура лишает вооруженные силы способности противостоять стратегическим вызовам, с которыми сталкивается Берлин и его союзники по НАТО.
Реформы позволят армии принимать быстрые решения и наладят между вооруженными силами, правительством и союзниками по НАТО более ясные и прямые отношения.
Как следует из годового отчета о положении в немецкой армии, представленного в бундестаг, в 2023 году вооруженные силы Германии покинули примерно 1,5 тыс. человек, из-за чего их общая численность сократилась до 181,5 тыс. В рамках усилий по укреплению нацобороны в стране планируют довести численность военнослужащих до 203 тыс. к началу 2030-х годов, однако пока набор идет медленно.
Возвращение некоторых форм призыва на срочную службу — среди методов, которые смогут изменить ситуацию, а призыв женщин стал еще более очевидным решением, чтобы остановить спад, отмечала автор доклада, специальный комиссар бундестага по делам вооруженных сил Ева Хёгль.
Она признала в своем отчете существование трудностей даже с базовой инфраструктурой. «Когда я посещаю войска, я больше не слышу об отсутствии шлемов или бронежилетов, но [слышу] о шкафчиках», — рассказала Хёгль. По ее подсчетам, ремонт казарм и военных объектов обойдется примерно в €50 млрд, что примерно равно половине от всего объема средств, выделенных на обновление вооруженных сил в связи с конфликтом России и Украины.