Буи устанавливают каждую весну, причем разметка ежегодно пересматривается в связи с изменением русла. До начала конфликта на Украине их установка проводилась «по обоюдному согласию», но с прошлого года Москва не соглашается с позицией Таллина по этому вопросу, заявил начальник пограничного управления Восточной префектуры Эрик Пургель.
«Мы решили спустить буи на летний сезон в соответствии с соглашением 2022 года, потому что они необходимы для предотвращения навигационных ошибок, чтобы наши рыбаки и другие случайно не заблудились в российских водах», — сказал он. Но прошедшей ночью российские пограничники сняли 24 буя из 50, установленных 13 мая. Часть из снятых буев — спорные. Всего же должны быть размещены 250 буев.
«Россия использует пограничные вопросы как средство для создания страха и тревожности. Мы подойдем к этому инциденту трезво, сбалансированно, при необходимости также в общении с партнерами и союзниками», — заявила премьер-министр Эстонии Кая Каллас.
РБК направил запрос в МИД России.
Граница России и Эстонии — более 300 км, частично она проходит по реке Нарве и Чудскому озеру. Нарва берет в нем начало и впадает в Финский залив, ее длина — около 80 км. На Нарве стоит одноименный эстонский город и на противоположном берегу — российский Ивангород в Ленинградской области.
Около недели назад эстонские власти сообщили о планах построить объездную дорогу и ограждения вокруг Саасетского сапога — части территории Печорского района Псковской области, которая «вдается» в Выруский уезд Эстонии. Через нее проходит построенная в советское время дорога Вярска — Саатсе (участок длиной менее 1 км), при движении по которой эстонские граждане пересекают российскую территорию.
В 2005 году Москва и Таллин подписали договор, по которому Саатсеский сапог должен был перейти Эстонии, а России — лесной надел в волости Меремяэ и территории в окрестностях волости Вярска. Его так и не заключили. Кроме того, эстонские власти решили застроить участок, который планировалось передать России.
В российском МИДе заявили, что какие-либо спекуляции о передаче сапога Таллину лишены смысла, а эстонцы могут без прохождения пограничных формальностей пересекать участок дороги, если не делают там остановок.