Новосибирские авиаконструкторы создали первый в мире алюминиевый двигатель для самолетов

Двигатель «Модуль-Д» мощностью 200 лошадиных сил можно использовать для Ил-103 и других легких летательных аппаратов.

Источник: НГТУ НЭТИ

Авиаконструкторы Новосибирского государственного технического университета провели испытания нового авиационного двигателя, который сделан из алюминия. Об этом сообщила пресс-служба НГТУ НЭТИ. Опытный образец двигателя «Модуль-Д» тестировали на аэродроме Мочище. Испытания в целом признаны успешными. Были выявлены некоторые слабые места, конструкторы начали работу по их устранению..

Алюминиевый двигатель — уникальная разработка, объясняют инженеры. Идея его создания возникла по нескольким причинам. Во-первых, из-за денег. Авиастроение — дело дорогое, и многие хотят его удешевить. Использование алюминия позволяет это сделать: в России его много, и работать с ним проще, чем с другими металлами. Во-вторых, алюминий легкий, что для авиастроения неоспоримое преимущество. В автопроме его уже давно используют, но по-прежнему считается, что алюминий проигрывает стали, потому что больше подвержен деформациям. Новосибирские авиаконструкторы стали первыми, кто решил сделать алюминиевый двигатель для самолетов. В 2016 году они начали работу над проектом..

«Двигатель целиком из алюминиевых сплавов — такая идея еще никому не приходила в голову, — говорит главный конструктор двигателя, профессор кафедры самолето- и вертолетостроения НГТУ НЭТИ Илья Зверков. — Но всё когда-нибудь случается в первый раз. Мы начали работать и показали, что в принципе это возможно. Наш двигатель создан с использованием технологии микродугового оксидирования, которая позволяет получать сверхтвердые и износостойкие покрытия на трущихся деталях. Метод разработан в Институте неорганической химии СО РАН».

На первом этапе авиаконструкторы разрабатывали двигатель для самолета ЯК-52. После изучения рынка и консультаций с представителями авиапрома было решено делать модульный двигатель. Это дает возможность более широкого применения. Одинарный «Модуль-Д» (вес не более 100 кг) можно устанавливать, например, на самолет Ил-103 (четырехместный пассажирский самолет, при производстве которого используются американские двигатели). Спаренный двигатель, говорят разработчики, встанет на самолёты типа Як-52 или Як-18Т.

Работу по созданию первого в мире алюминиевого двигателя для самолетов НГТУ НЭТИ ведет вместе с мотостроительной компанией «ЗК-Мотор».