Сибирские студенты приступили к строительству БАМа

Стройотрядовцы открыли трудовой семестр на Байкало-Амурской магистрали.

Адаптировались к условиям тайги, нашли общий язык со штатными работниками, трудятся со всеми наравне. Строительные компании просят увеличить численность студенческих бригад.

Работы на всероссийской стройке невпроворот. Прошлым летом вместе с министром обороны Сергеем Шойгу представители штаба Российского студенческого отряда осмотрели плацдарм будущей деятельности. Участвовать в стратегически важном проекте студенты будут вплоть до 2027 года. Соответствующее соглашение РСО и РЖД подписали на недавнем Петербургском международном экономическом форуме. В этом году на БАМ отправится около тысячи студентов транспортных университетов. В перспективе отряд увеличат как минимум втрое.

Труд молодежи на магистрали востребован, и желающих множество. Причем не только от парней, но уже и от девушек отбоя нет. Подрядчики же к этому не готовы. Работа строителя-железнодорожника тяжела даже для крепких ребят.

На Восточном полигоне БАМа — порядка двухсот студентов из Омска, Новосибирска, Иркутска, Красноярска. Они уже обжились, влились в общий ритм. Практически все устроены разнорабочими. Трудятся по десять часов в сутки.

— Ребят хорошо приняли. Живут они в вахтовых городках. Крыша над головой, свет, душ, баня, столовая имеются. Конечно, это не «три звезды», но недовольных нет. Студентам, которые в прошлом веке начинали строить БАМ на пустом месте, было намного сложнее, — сообщила «РГ» командир иркутского отделения РСО Ольга Баранова.

Специфика работы такова, что бригады разбросаны по всей ветке на десятки и сотни километров. Взять в штат студентов решили три подрядчика. Обучать их не пришлось.

— Все бойцы накануне трудового семестра прошли обучение по востребованным специальностям — укладчика, электрика, монтера. Работают в Хабаровском крае, Иркутской области, Забайкалье, Бурятии. И по показателям уже догоняют профессионалов, — рассказал командир ВСС БАМ 2.0 Никита Бузиков.

Работодатели просят увеличить численность отряда. Желающих хоть отбавляй. Но есть одно «но» — отсутствие прививки от клещевого энцефалита, которую ставить уже поздно. «В следующем году обязательно это учтем», — пообещали в штабе.

— В условиях новой реальности эта стратегическая стройка обретает новый смысл. Ведь она расширит пути на Восток, даст новый импульс развитию экономики России. А причастность молодежи к решению государственных задач только способствует ее патриотическому и нравственному воспитанию, — считает председатель правления Омского регионального отделения РСО Алексей Потейко.

В этом году отряды работают в пилотном режиме, изучают обстановку, восстанавливают компетенции, примеряются к заказчикам. Но в будущем году намерены развернуть работу по всем фронтам. Речь идет не только о железнодорожном, но и о жилом, инфраструктурном строительстве, благоустройстве и других направлениях, где есть потребность в кадрах.

Но не проще ли набрать гастарбайтеров? Специалисты полагают, что у бойцов ССО есть ряд конкурентных преимуществ.

— Прежде всего это вопрос безопасности. При отборе вахтовиков на объекты РЖД, Росатома, Роскосмоса, минобороны, нефтедобывающей промышленности из-за судимости, пьянства и прочих проблем из двухсот человек оставляют двух. У нас — практически всех, — поясняет Алексей Потейко. — Как правило, студенты-строители имеют хорошее здоровье и рабочую специальность. К тому же это будущие дипломированные специалисты, которых в перспективе можно взять в штат.

РСО — это не только строители БАМа. Молодежь работает проводниками, а также в сельскохозяйственных, сервисных, путинных, педагогических, медицинских отрядах. Они приходят на выручку именно в пиковые периоды отпусков, каникул, уборки урожая. Делают свое дело, а потом идут учиться, чтобы вернуться следующим летом. Работодателю это выгодно. По словам штабистов, сегодня стройотряды закрывают запросы сезонного рынка труда на 46 процентов.