Сотрудники Техасского государственного университета опубликовали в издании Journal of Moral Education исследование реакции взрослых на очевидную и неочевидную ложь детей. При этом участникам так же были показаны дети, которые говорили правду.
«Это исследование показывает, что у детей существуют сложные отношения с “социально приемлемой” правдой, — объясняет ведущий автор работы, доктор Лор Бримбал. — Большинство родителей в какой-то момент были смущены или расстроены жестокой честностью своих детей. Умение лгать — нормальная часть социального развития детей».
Исследователи поясняют, что детей учат тому, что врать — плохо, тем не менее способность лгать у них развивается с раннего возраста. На сегодняшний день ученые знают довольно мало о механизмах и процессах, лежащих в основе развития и формирования критического социального навыка просоциальной лжи. «Наша работа показывает, что дети учатся честности в довольно сложной среде. Умение врать — важный социальный навык, который выставляется негативно, — пишут авторы. — Он нужен для соответствия чужих ожиданий».
В результате исследования 267 взрослым американцам показали видео детей возрастом от 6 до 15 лет, которые говорили правду или лгали в различных ситуациях. В некоторых из них 24 разных ребенка лгали, чтобы защитить других. Например, один ребенок солгал, чтобы защитить сбежавшую от родителей сестру, в то время как другой наврал из вежливости, чтобы не задеть чьи-то чувства.
Дети разыгрывали четыре сценария «глупой» или «незаметной» лжи или правды. Например, в сценарии с сестрой «глупая» ложь звучала как: «Она пошла в библиотеку делать домашнее задание». «Незаметной» правдой была фраза: «Я думаю, что она может быть не дома». «Незаметная» ложь подразумевала слова о том, что сестра спит. А «глупой» правдой были слова: «Она под крыльцом».
После просмотра каждого видео взрослые оценивали свое впечатление о ребенке, в том числе о его благонадежности, доброте, компетентности, привлекательности, интеллекте и честности. Представив себя родителями ребенка, участники также оценили вероятность того, что они будут наказывать или вознаграждать ребенка за его ложь или правду.
Следующими шагами исследования ученых будет изучение ранних процессов социализации и их влияние на развитие способности детей говорить правду и ложь по мере взросления.
Недавно ученые доказали, что появление детей делает родителей консервативнее. Но не во всех странах этот фактор влияет на взгляды людей.
Олеся Маевская