Если еще 10 лет назад на балансе «Горэлектротранспорта» находилось 295 троллейбусов, амортизация которых составляла 71,5%, то к концу 2022-го осталось 272 троллейбуса с общим износом в 98,5%.
Решение проблемы начало сдвигаться с мертвой точки под самый конец 2022 года — пришел первый из девяти закупленных новых троллейбусов. Их поставка растянулась почти на месяц — хотя ждали новые машины в ГЭТ уже до конца прошлого года, последний из партии в девять штук пришел совсем недавно.
На фоне почти полностью изношенных 270 машин — это, конечно, капля в море. Однако в 2023-м город ждет действительно масштабное обновление троллейбусного парка — оформлен лизинг на 120 троллейбусов. И все они должны прийти в этом году. Первая партия из 20 машин до 30 июня. А затем каждый месяц таким же темпом до конца ноября. НДН.инфо изучил спецификацию договора поставок — вот, что за троллейбусы придут в Новосибирск в этом году.
Конструктив
Все машины должны быть новыми, произведенными в 2023 году. Речь идет о моделях 6241.01 Уфимского трамвайно-троллейбусного завода с коммерческим названием «Горожанин». Выпускаются такие троллейбусы с 2020 года. Правда, в основе модели лежит кузов белорусского низкопольного автобуса МАЗ-203, модель которого на 14 лет старше «Горожанина».
Конструкционная скорость «Горожанина» составляет 60 к/ч. Предусмотрена возможность автономного хода с дальностью движения в 20 км и той же скоростью в 60 км/ч. У троллейбуса имеется система АБС, а также запасная тормозная система.
В документации также указано, что конструкция кузова герметична и не допускает проникновения пыли, воды в салон и в кабину водителя во время мойки в течение всего срока службы. Этот тезис, очевидно, должно проверить время и условия эксплуатации троллейбуса по дорогам Новосибирска.
А вот внешний облик «Горожанина» на улицах Новосибирска будет сильно отличаться от привычных старых троллейбусов зеленого цвета. Новые машины буду носить бело-голубую ливрею.
Салон
Расчетная вместимость такого троллейбуса составляет 90 мест. Из которых 33 места для сидения. И одно место для размещения инвалидов в колясках.
Двери троллейбуса должны быть травмобезопасными с функцией против защемления, оборудованы системой аварийного открывания дверей снаружи и изнутри троллейбуса, а также кнопками «Адресного» открытия дверей.
В каждой из спецификаций предполагается наличие системы климат-контроля пассажирского салона.
У водителя должен быть свой кондиционер. А еще мягкое регулируемое кресло с подогревом. И семидюймовый монитор. Будет и система контроля за состоянием водителя, которая будет оповещать звуковым сигналом, если водителя нет за рулем, если он курит, устал, либо потерял сознание.
В салоне обещают низкий пол с теплоизоляцией, электроизоляционное и антискользящее покрытие.
В салоне будет светодиодное табло, задний светодиодный номер, внутрисалонная бегущая строка для оповещения пассажиров.
А еще будет четыре USB-розетки с двумя разъёмами каждая для зарядки гаджетов.
В новых троллейбусах будет девять камер видеонаблюдения: по две в кабине водителя (одна для наблюдения за обстановкой впереди троллейбуса, вторая — для наблюдения за действиями водителя), одна на крыше, направленная на головки токоприемнимков, две камеры снаружи для наблюдения за правым бортом, в том числе за посадкой-высадкой пассажиров, другая — для наблюдения за обстановкой за троллейбусом. В салоне будет четыре видеокамеры, расположенные таким образом, чтобы минимизировать «Мертвые зоны» и обеспечить наблюдение за всеми дверями пассажирского салона.
Система оплаты
Помимо камер, которые также будут способны распознавать лица пассажиров, в новых троллейбусах будет установлена система подсчета пассажиров с точностью в 95%.
«Горожанин», поставляемый в Новосибирск, должен быть также оснащен системой бескондукторного обслуживания пассажиров с возможностью оплаты как бесконтактными «Электронными проездными», так и бесконтактными банковскими картами платежных систем MasterCard, VISA и «МИР». А еще в кабинет водителя будет окошко для продажи билетов. Вероятно, наличными. Кондукторов, судя по всему, в новых троллейбусах не будет.
Сколько стоит все это троллейбусное счастье?
Максимальный срок эксплуатации «Горожанина» составляет 12 лет. А стоит одна такая машина 29 млн рублей с учетом НДС. Т.е. общая стоимость 120 троллейбусов составит 3,480 млрд рублей. Однако, учитывая, что приобретаются они в лизинг, сумма контракта «Горэлектротранспорта» и АО «Сбербанк Лизинг» составит почти 5 млрд рублей. Выплаты будут равномерно распределены на пять лет (2023−2027 гг.) — по 999 млн рублей в год.
Уже поставленные в Новосибирск девять троллейбусов будут работать на 36 маршруте «Лазурная» — «Метро “Речной вокзал”». На какие маршруты будут распределены еще 120 новых троллейбусов, пока не сообщалось. НДН.инфо направил запрос для уточнения этой информации.