Падение локального авторынка составило 57% в годовом выражении, как и на общефедеральном уровне (-59%). Аналогичную отрицательную динамику продемонстрировал авторитейл Хабаровского Края, где было реализовано 1,57 тысячи новых автомобилей, на 60% меньше, чем в 2021 г.
Как и годом ранее, пятерка лидеров Хабаровского края осталась почти неизменной. Удержать позиции двум японским и корейской марке помогли успешные результаты первого квартала и распродажа складских запасов в течение года. Дилеры Toyota смогли реализовать 248 машин (-77%), Nissan — 202 а/м (-60%) и Kia — 166 (-56%). На четвертое с пятого места за год поднялся, несмотря на снижение продаж, GAZ (101 а/м; −48%), а замкнул пятерку самых покупаемых новых автомобилей в 2022 году бренд UAZ (101 а/м; +2%), вытеснив из прошлогоднего рейтинга Lexus.
В совсем другой ситуации оказались «китайцы», которые уверенно продавали свою продукцию. Все вместе взятые китайские бренды, представленные в крае (Haval, Chery, Cheryexeed, Geely, Great Wall) реализовали в 2022 г. году 222 автомобиля, в 3 раза больше, чем годом ранее (73 а/м). При этом доля чайна-марок на авторынке на фоне общего падения объемов увеличилась за год ощутимее — с 2% до 14%. Могли продать больше, но стратегия максимальной прибыли со сделки победила. Среди «китайцев» на первое место вырвался Chery со своими внедорожниками Exeed (126 автомобилей (+88%), далее идет Haval (55 а/м, год назад не был представлен на рынке), а замкнула тройку марка Great Wall, продавшая 40 а/м.
Новые надежды отечественного автопрома связаны с возрождением бренда «Москвич» (бывший завод Renault в Москве), который уже выпускает под одноимённым названием две модели кроссоверов — «Москвич 3» с ДВС и электрокары «Москвич 3е». Общий план по выпуску на 2023 год — не менее 50 тыс. автомобилей, в том числе 10 тысяч — электромобилей. Во Владивостоке компания Sollers в августе 2023 года перезапустит производственную линию, на которой прежде выпускали автомобили Mazda. Нового партнера в Sollers пока не раскрывают, но дали понять, что новая марка предложит автомобили, аналогичные по классу японским кроссоверам Mazda CX-5 и CX-9. И, наконец, завод «Автотор» в Калининграде возобновил производству автомобилей, начав со сборки китайского седана Kaiyi E5, и планирует выпустить до 100 тыс. машин в 2023 году. В планах также сборка моделей BAIC и Dongfeng.
«Пока все говорит о том, что ситуация на рынке в I половине 2023 года будет развиваться по тому же сценарию, что и в последние месяцы 2022 года. А именно, сохранится дефицит бюджетных (в диапазоне 1,5−2 миллионов) седанов и кроссоверов, постепенно будет увеличиваться предложение в среднем (в районе 2,5−3 миллионов рублей) и еще более дорогих сегментах. Масс-маркет в той или иной степени будет расти, а продажи премиальных автомобилей продолжат сжиматься. Прежде доля последних колебалась в районе 10%, а в 2022 году она сократилась почти вдвое» — прокомментировал управляющий Дальневосточным филиалом банка «Открытие» Николай Долгушев.
Что касается рынка автомобилей с пробегом, то говорить о восстановлении его объемов пока рано. Тем не менее он остается в разы крупнее ритейла новых машин. По разным оценкам, в течение 2022 года по подержанной технике состоялось от 4,6 до пяти миллионов сделок, а общее падение этого сектора авторитейла приблизилось к 20%. При этом количество предложений на рынке уже осенью и в декабре стало приближаться к прошлогодним значениям. Это дает надежду на то, что после традиционного январского затишья количество сделок в феврале и весной может еще подрасти до полумиллиона в месяц.