Эта тема касается каждого из нас: каковы перспективы развития городов Иркутской области? Будут ли они развиваться, и если будут, то как, в какую сторону?
Надежда Грошева, доктор экономических наук, декан сибирско-американского факультета Байкальской международной бизнес-школы ИГУ, и Денис Воронов, член комитета по строительству ООО «Деловая Россия», соучредитель, руководитель направления комплексного развития АНО «НПИ “Сибирь”, приглашенные устроителями “Научных субботников” (бывшие “Научные weekend-ы”), обрисовали перспективы развития городов и их жителей.
Денис Воронов привел графики застройки жильем городов региона. В советские времена индустриального освоения Сибири было много, вводилось до 10 млн квадратов жилья, а на сегодняшний день, а регионе с трудом вводится один млн квадратов жилья в год. В период с 2010 по 2020 год был активный прирост. Но год назад началось падение. «За прошедшие два года введено два млн квадратов жилья, из них большая часть — ИЖС», — рассказал Денис Воронов. Во многих городах в нынешнее время мало что строится или ничего не строится вовсе.
— На данный момент возникла еще одна проблема: жилье, которое существует более 50 лет, становится не пригодным для проживания. Жилье, которое строилось в период пикового освоения, в основном до 1975 года, не отвечает нынешним требованиям по сейсмоустойчивости, по удобству проживания. И с этим нужно что-то делать: либо расселять жителей из этих домов и строить новые дома, либо проводить капитальный ремонт. В большинстве случаев капитальный ремонт может обойтись дороже, чем строительство нового аналогичного жилья, — говорит Воронов. — Я каждый раз просматриваю критерий ввода нового жилья как показатель привлекательности места, привлекательности региона и той базы, того фундамента, который может привязать здесь население. Квартира, купленная в ипотеку в городе, — это как якорь. И семья будет жить в том месте, где была куплена квартира в ипотеку, очень долго.
Но есть и территории, которые все же развиваются. Например, рабочий поселок Маркова. Скачок развития в объемах вводимого жилья начался после 2000-х годов. И опять же, по словам Дениса Воронова, все не так радужно. Жители, купившие жилье в Маркова, пользуются инфраструктурой Иркутска. Никакого соглашения между городом Иркутском и Иркутским районом нет, кроме одного: Иркутский район может подключиться к водоснабжению и канализованию областного центра.
Сейчас стало очень популярно жить за городом. Люди хотят сменить образ жизни, стремятся переселиться в пригород. Яркий пример тому поселок Хомутово. Однако нужно решать вопрос с инфраструктурой. Денис Воронов рассказал, что сегодня в Хомутово планируется и проектируется водоснабжение и канализование. Проект реализуется примерно к 2026 году. Вопрос встал остро, потому что сегодня невозможно строить здесь соцобъекты из-за отсутствия инженерной инфраструктуры. Не так давно в Хомутово проводился опрос «Что вас тревожит, что бы вы хотели изменить, исправить в вашем поселении?». Люди отвечали: решить вопрос с отсутствием дорог, тротуаров, озеленения (что, кстати, довольно нетипично для деревни), с вывозом ТКО, с детскими садами, школами — и пр.
Надежда Грошева обратился к аудитории с вопросом: «Как вам больше нравится: подниматься на пятый этаж или на первый — в собственном домике в деревне»? Все в один голос ответили: «Конечно, в домике». Грошева, в свою очередь, привела аргументы, почему жить не в городе, а в пригороде не так уж и плохо: в пригороде значительно дешевле жилье, дешевле электроэнергия, меньше определенные налоги. И почему бы молодежи не жить за городом, даже во время учебы? Может, в этом нет ничего страшного? Возможно, наступило время для развития другого образа жизни, а именно жизни за городом? На данный момент жизнь за городом — это новый запрос людей и новый сектор, который поддержан правительством. Так что же будет дальше? Будут ли развиваться города Иркутской области или львиная доля развития перейдет на пригородные территории ИЖС? Покажет время.