«В Москве начали использовать мобильные комплексы, которые помогают городским службам выявлять недочеты в содержании объектов дорожного хозяйства с помощью технологий искусственного интеллекта (ИИ). Нейронная сеть уже умеет находить ямы, стертую разметку, повреждения бортового камня, загрязнения остановок и дорожных знаков и другие нарушения. Применение ИИ поможет городским службам быстрее узнавать о недочетах, чтобы оперативнее устранять их», — сообщили в пресс-службе.
Как уточнил начальник управления городского видеонаблюдения ДИТ Дмитрий Головин, для выявления недочетов в содержании объектов дорожного хозяйства город начал использовать мобильные комплексы, которыми сейчас оборудованы более 20 автомобилей городских ведомств. Это позволяет небольшим количеством средств фиксации анализировать ситуацию во всем городе, а также там, где нет покрытия стационарными камерами или их ракурс не позволяет проанализировать состояние проезжей части и прилегающей к ней территории.
Комплексы с помощью нейросети выявляют девять типов нарушений с точностью более 90%. Финальное решение всегда остается за человеком, однако ИИ помогает быстрее находить потенциальные недочеты и сообщать о них городским службам, а это, в свою очередь, позволяет быстрее их устранять.
Мобильные комплексы представляют собой две камеры высокого разрешения, размещенные под лобовым стеклом автомобиля. Одна камера направлена вперед, на дорожное покрытие, вторая — в сторону: на тротуары, газоны, парковки и другие прилегающие к проезжей части объекты. Работа ИИ аналогична тому, как это происходит при выявлении недочетов во дворах.
«Видеопотоки с камер поступают на обработку в нейросеть, которая анализирует кадры на предмет наличия признаков нарушений. Скриншоты с выявленными недочетами направляются на проверку операторам ЦАФАП (центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения — прим. ТАСС). Они подтверждают наличие нарушения и передают информацию в работу организациям, ответственным за содержание объектов», — добавили в пресс-службе ДИТ.
Эффект нейросети
«Время на фиксацию нарушений благодаря нейросети сокращается втрое: ей требуется 5 минут, а инспектору — порядка 16. После того, как операторы обнаружили нарушение, об этом оперативно сообщается, например, “Жилищникам” или “Автомобильным дорогам”. Последние уже устраняют выявленные недочеты», — отметил министр правительства Москвы, начальник Главконтроля Евгений Данчиков.
По его словам, передачу данных в перспективе планируется ускорить, а число видов выявляемых нарушений — расширить. Некоторые регионы уже рассматривают возможность внедрить наработки столицы в практику своих коммунальных служб, заключил Данчиков.
«Для мониторинга состояния объектов городской инфраструктуры используется более 170 тыс. камер видеонаблюдения. Искусственный интеллект анализирует скриншоты с камер городской системы видеонаблюдения и передает операторам центра изображения, на которых определены потенциальные недочеты. Затем оператор проверяет информацию и отдает ее в работу коммунальным службам», — сообщил руководитель ГКУ «Новые технологии управления» Александр Пищелко.
Как резюмировали в пресс-службе ДИТ, благодаря работе нейросети операторы концентрируются только на тех изображениях, где высока вероятность нарушения. Это помогает быстрее выявлять недочеты и сообщать о них городским службам. Так, за прошлый год ИИ помог выявить 53 тыс. нарушений.