Автобум закончился. Почему дешёвую иномарку из Азии больше не привезти?

В прошлом году через таможни Дальнего Востока в Россию было ввезено 203 тысячи иномарок. Однако в этом году «продолжения банкета» ждать не стоит.

В прошлом году через таможни Дальнего Востока в Россию было ввезено 203 тысячи иномарок. Однако в этом году «продолжения банкета» ждать не стоит. По мнению экспертов, рынок уже достаточно «насытился». Кроме того, рост курса валют, необходимость с 1 июня ставить системы ГЛОНАСС приведут к удорожанию машин. Наконец, в конце февраля под санкции США попал банк «Приморье». Через него россияне в основном оплачивали покупку машин на аукционах.

Переводы в Азию — на паузе.

24 февраля 2023 года Office of Foreign Assets Control Казначейства США включил банк «Приморье» в санкционный список. Это означает заморозку долларовых активов и запрет расчётов на территории США. Также возможен риск прекращения сотрудничества банка с его азиатскими партнёрами.

«Временно до получения ответов и дополнительных разъяснений от зарубежных банков-корреспондентов мы приостанавливаем прием SWIFT-переводов. В ближайшие несколько дней у нас будет понимание на этот счёт», — говорится в обращении председателя правления банка АКБ «Приморье» Андрея Зверева.

Большинство российских дилеров и физлиц предпочитали оплачивать покупку подержанных авто как раз через этот банк. У «Приморья» долгие годы одним из приоритетных направлений была конвертация рублей и йены и работа с азиатским рынком. Сейчас все платежи из России в Азию приостановлены.

«Банк “Приморье” от системы SWIFT не отключён. Теоретически перевод возможен. Однако пока вопрос находится в стадии решения. Мы активно ведём диалог с нашими давними азиатскими банками-партнёрами по сложившейся ситуации. Надеемся, в течение недели всё удастся решить. За нас говорит безупречная репутация нашего банка на рынке и многолетнее сотрудничество с ведущими иностранными банками. Например, с японским Токийским банком. Тем не менее, пока ситуация находится в стадии обсуждения. Мы приостановили платежи в йенах на счета в иностранных организациях. Это сделано для дополнительной защиты средств наших клиентов», — разъясняет ситуацию официальный представитель банка «Приморье» Юлия Овчинникова.

Теоретически покупателям машин можно выбрать финансовое учреждение, не включённое в американский санкционный список. В нашем регионе пока сделать перевод можно через «Примсоцбанк», банк АТБ и Балтийский банк развития. Но в любом случае опасность попасть под ограничения при переводах у жителей России есть.

Спрос упал.

Сократится ввоз иномарок в 2023 году в Россию и по другим причинам. Главная из них — повышение официального курса рубля. Если летом прошлого года ЦБ РФ оценивал доллар и евро в диапазоне 40−50 рублей, то сегодня их курс уже выше 70. Между тем, официальный курс напрямую влияет на итоговую стоимость машины. К нему привязаны таможенные платежи за ввоз подержанной иномарки. Чем выше курс рубля, тем дороже стоит её оформление в России.

«Из чего складывается итоговая стоимость иномарки для покупателя? Три основных составляющих: цена машины на аукционе в Японии, её доставка в Россию (фрахт) и таможенные платежи, — рассказывает дилер Олег Васильев. — Японская йена летом прошлого года была около 42 рублей. Сейчас — 62−63, то есть итоговая цена на подержанные иномарки выросла. Массового ввоза машин пока нет».

Оценку эксперта подтверждают и данные статистики. С декабря 2022 года количество ввозимых через таможни Дальнего Востока иномарок стало сокращаться. В ноябре прошлого года — 28 тысяч автомобилей, в декабре — 26,5 тысячи машин. В январе 2023 года оформлено 22 тысячи автомобилей (21 913). При этом на длительные праздники таможня не уходила. Так что никакого влияния на спад январские праздники не оказали. Речь идёт о тенденции.

«В июле 2022 года стоимость “растаможки” в России подержанной автомашины объёмом двигателя 1997 куб см (один из самых популярных на рынке вариантов. — прим. ред.) — составляла 307 тысяч рублей. Умножаем “кубы” на ставку — 2,7 евро за куб. Сейчас платёж за растаможку той же машины будет составлять уже 420 тысяч рублей. Конечно, на цену оформления машины на таможне влияют и другие факторы — её возраст, класс. Но принцип понятен. Также в прошлом году введённые против России санкции после февраля 2022 года привели к тому, что привозить машины из Европы или покупать их у официальных дилеров в салонах в России стало сложно и дорого. А порой и совсем невозможно. Вот жители условных Волгограда или Нижнего Новгорода и стали искать альтернативу. А она была на Дальнем Востоке. Сейчас на западе России покупатели теперь тоже не столь активны. Им ещё платить за перевозку по стране», — говорит представитель японской компании «Be forward», работающей с дилерами по продаже иномарок в России Михаил Мокрушин.

«Объёмы поставок японских подержанных машин в Россию стали сокращаться. О причинах падения продаж мы рассуждать не готовы», — сообщил официальный представитель Японской ассоциации экспортёров подержанных автомобилей (JUMVEA).

По мнению всех экспертов рынка, «окно возможностей», когда из-за слабого рубля выгодно было покупать машины, уже закрылось. Пик ажиотажа пришёлся на май-ноябрь прошлого года. Теперь по относительно приемлемой цене ещё можно для личного пользования купить ряд иномарок среднего класса. И, как ни странно, спрос есть на дорогие авто премиального класса.

«Прямо сейчас во Владивостоке ждут оформления с десяток Range-rover. Таких машин во всей Европе несколько десятков, кстати. Есть и машины других производителей — BMW X7, Lamborghini, Mercedes-Benz G-Class. Из Европы на российский рынок они попасть не могут. А окольными путями через Дальний Восток — вполне. В этих случаях речь идёт о дорогих машинах, стоимость которых начинается от 10 миллионов рублей», — говорит агент по продаже машин Евгений Хартинов.

Опять ГЛОНАСС.

С лета этого года стоимость ввозимых из Японии и других стран машин вырастет для покупателя еще больше. Несколько десятков тысяч рублей придётся доплачивать за обязательную установку системы ЭРА-ГЛОНАСС.

Напомним, что недавно Минпромторг РФ официально сообщил, что с июня 2023 года на все ввозимые в страну автомобили, в том числе физических лиц, должны устанавливаться устройства вызова экстренных оперативных служб (УВЭОС). Мораторий больше продлеваться не будет.

«По моим оценкам, необходимость устанавливать систему вызова экстренных служб “под ключ” обойдётся для покупателя дополнительными затратами в размере 70 тысяч рублей, — уверен дилер по покупке японских авто Евгений Хартинов. — Сейчас рынок достаточно насыщен подержанными иномарками среднего класса. Для простого человека, который хочет купить машину среднего класса, дополнительно платить за систему ЭРА — ГЛОНАСС по 70 тысяч довольно накладно. Так что мы прогнозируем спад количества ввозимых в Россию иномарок».

Но даже при наличии негативных тенденций говорить о том, что рынок поставки в России подержанных авто совсем рухнет, было бы неправильно. Во-первых, если в течение нескольких месяцев спрос в России будет падать, японцы сами начнут искать варианты. Например, снижать цену на аукционах. Условно, им будет выгоднее продать авто не за 400 тысяч, а за 200 тысяч иен. Другие участники рынка также будут приспосабливаться к новой ситуации. В феврале стоимость фрахта (перевозки в наш порт) машины из Японии снизилась с $1400 до $1000. Никому не выгодно гонять полупустые суда.

Во-вторых, может активизироваться канал поставок в Россию машин из Кореи. В основном, это модели Hyundai и Kia. Конечно, их возили и раньше. Но теперь у «корейского направления» открылись новые хорошие перспективы. У этого направления есть свои плюсы. Левый руль, что актуально для покупателей из западных регионов России. И относительная дешевизна. Сегодня вполне можно приобрести машину из Кореи почти с минимальным пробегом, от 20 до 50 тысяч километров, по доступной цене.

Так что рынок и покупатели рано или поздно адаптируются к изменениям.

Комментарий власти.

Начальник Дальневосточного таможенного управления Юрий Ладыгин:

«Думаю, в какой-то степени рынок уже насытился. Считаю, что в этом году количество автомобилей, которые ввозятся из-за пределов РФ через нас, не возрастёт. Но, несмотря на снижение количества машин по сравнению с предыдущими месяцами, данное направление мы продолжаем держать на контроле. Мы взаимодействуем с таможенными представителями и морскими перевозчиками, ежедневно мониторим ситуацию в порту».

Мнение эксперта.

Представитель японской компании «Be forward», работающей с дилерами по продаже иномарок, Михаил Мокрушин:

«Очевидно, что в этом году цена на машины для конечного покупателя выросла. Соответственно, спрос на них упал. Но я бы не назвал ситуацию экстренной или неординарной. Для дилеров, которые работают на рынке, нет ничего нового. Идёт обычное колебание рынка. Никакой паники ни у кого нет».