Танец — моя жизнь: как в Хабаровске российская соло латина зарождалась

Светлана Шурская рассказала в интервью ИА AmurMedia о создании соло латины и о том, как необычная идея развивается в России.

Источник: AmurMedia

Яркость, страсть и чувственность бальных танцев всегда будоражат чувства и эмоции зрителей. К сожалению, в этом виде спорта желающим достичь славы и почетного места на Олимпе приходится непросто. Танцоры находятся в постоянном поиске партнеров, а если и удается найти подходящую кандидатуру, то паре необходимо учитывать темперамент друг друга, подстраивать графики. Светлана Шурская решила сломать стереотипы и создать новое направление — соло латина. Так тринадцать лет назад в Хабаровске открылась студия «Балхаус», где женщины танцуют без партнера. Новое направление стало популярно не только в России, но и в других странах. Спортсменки регулярно демонстрируют свое мастерство на турнирах. 19 марта в Хабаровске Межрегиональная Федерация соло латины совместно со студией танца «Балхаус» проведут масштабное событие для всех любителей латиноамериканских танцев «IX МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРНИР по СОЛО ЛАТИНЕ “КУБОК “БАЛХАУСА 2023” (0+). Масштабное событие соберет участниц со всего Дальнего востока. Руководитель танцевальной студии “Балхаус” Светлана Шурская рассказала в интервью руководителю ИА AmurMedia Андрею Швецову о своих достижениях в парных танцах, как родилась идея создания необычного направления и о том как её поддержали коллеги со всей страны.

— Светлана, бальные танцы — парное творчество. В России вы первая кто решил сломать систему — введя выступление исключительно в сольном исполнении. Как пришла идея создать это направление и открыть собственную студию?

— Был длительный процесс самостановления как тренера, наблюдения и обмена энергией с ученицами… Ты понимаешь, что это очень нужно и девушкам, и женщинам. Возьмём фигурное катание. Есть же парные программы, есть соло. Когда я танцевала, я танцевала в парном спорте. Соло латины не было. Я понимаю сейчас, насколько счастливы наши девочки, которых маленькими приводят на танцы, что у них есть возможность выступлений, конкурсов, начислений баллов, перехода в категории. Они могут стать профессионалами, не озадачиваясь проблемами поиска партнёров, моментов с тренировками. Чтобы пара сложилась, нужно совпадение большого числа факторов. В профессиональном танцевальном спорте не так много пар, если смотреть по регионам. Существуют моменты, при которых они просто распадаются. Причин тому множество — даже банальная невозможность состыковать расписание. Сюда же отнесем разные цели родителей, их разное финансовое положение, разные возможности участия в турнирах. Порой я думаю, что если бы соло было в наше время, я бы танцевала и даже не задумывалась о том, что можно это делать в паре.

— Кто-то в стране вообще продолжил это направление вслед за вами?

— Я, как раз, занимаюсь тем, что пытаюсь объединить людей, которые начинают развивать это направление в том или ином виде, и таким образом прийти к общему знаменателю. Как мы должны делать это, чтобы не терять спортивную составляющую, чтобы все оставалось на профессиональном уровне. Главная проблема в том, что если мы говорим о танце как таковом, в отрыве от спорта, то танцевать то могут все и навыков для не требуется, даже техника не нужна. Для души потанцевать и в кафе можно, в ресторане, да даже дома — была бы музыка. Но в отношении соло латины — это неприменимо, здесь уже мы должны вести речь об искусстве, которое ориентировано в первую очередь на зрителя. А это накладывает определённые требования к физической форме и внешнему виду. В то же время мы делаем все, чтобы сохранилась непрерывная связь с бальными танцами, но не было чрезмерного уклона в спорт. Нам не нужны высокие шпагаты, прыжки, выносливость чрезмерная, но нужен идеальный баланс. И я его ищу.

— Кто в основном приходит заниматься? Люди какого возраста?

— У нас одинаково и детей, и взрослых. Взрослые задумываются, что «не пойду-ка ли я на танцы..». Это обычно состоявшиеся в какой-то своей деятельности девушки и женщины. Наверное, старше 25−27 лет. Но, на самом деле, все по-разному.

— Понимаю, что люди платят, приходят, занимаются, получают удовольствие. А есть ли критерии отбора на турниры, соревнования, где девушки стараются стать лучше в этом направлении?

— Изначально возьмём девушку. Успешная, хочет какой-то физической активности. Нужно и мысленно отдохнуть, и физически себя подтянуть. Она рассматривает условно какие-нибудь танцы или бассейн. Большинству людей, которые к нам попадают, было не принципиально заниматься именно соло латиной… Взрослые, которые попадают к нам — это выбирающие для себя приятную активность. Те, кто решает с помощью этого направления свои внутренние задачи. Даже самореализация, уверенность какая-то, это сопутствующие факторы. Не важно, с какой целью человек пришёл. У нас работают энтузиасты своего дела.

— Кто-то в стране вообще продолжил это направление вслед за вами? Они ваши последователи или конкуренты?

— Сказать, что они конкуренты студии, нельзя…. Скорее их ученики конкурируют с нашими. Если сравнивать результаты, это в любом случае будет соперничество.

— Вы сказали, что начинали с парных танцев. Чего вам удалось достичь? Какими результатами гордитесь?

— Самая большая гордость лежит не в области спорта. Соревнования были. Самое яркое впечатление для меня — это когда я в первый раз в 15 лет предстала перед группой начинающих взрослых людей. К ним немного снисходительно относились, потому что ты с детства занимаешься, профессионал и им будешь… а они во взрослом возрасте пришли. И вот они стоят, бедные, а в глазах — огонь желания. Не знаю, как получилось, что я это увидела. Наверное, это был переломный момент, в который я поняла, что моё место здесь. Не на турнирной площадке, хотя мне очень нравится выступать.

— Когда вы перешли от парных танцев в соло? Мне очень интересно, что произошло с вами, когда вы сказали: «Парные танцы всё, баста! Буду танцевать одна, буду создавать студию». Почему вы это сделали и кто вас подтолкнул на такое решение?

— Мы говорим о достаточно юном возрасте, когда я задумалась о том, буду ли я связывать свою жизнь с танцами… Мне точно нравится преподавать. В 15 лет случился тот момент, когда я поняла, что хочу быть на паркете не под софитами, а в работе. Я хочу смотреть за развитием движений, хочу, чтобы человек, не умевший ничего, вдруг начинал владеть своим телом, и ему бы это нравилось, хочу этот процесс направлять, получать вдохновение и заряд от результатов своей работы. Плюс я человек, который любит атмосферу бального танца. Приходя домой, я ни разу не останавливалась и всегда танцевала. А домой партнёра ведь с собой не приведёшь. Поэтому дома я танцевала одна, и мне очень даже нравилось. Мне даже было немного неловко, но в 14 лет я придумала номер на основе самбы, для себя его станцевала и потом продемонстрировала родителям. Там были адаптированные фигуры из бальных танцев. И как-то этот творческий процесс пошёл. Я подумала, а почему это не может быть самостоятельным танцевальным направлением.

— В какой момент вы поняли, что хотите быть не столько спортсменом, сколько бизнесвумен?

— Выходить из этой системы нужно было кардинальным образом. В рамках существующего танцевально-спортивного клуба сделать то, что хотела, было невозможно. Когда я открыла студию, мне было 19 лет. В определённой степени была бунтарём, в хорошем смысле этого слова. Если тебе что-то не нравится, идёшь и делаешь, как нравится. Я всегда это говорю тем людям, которые начинают меня критиковать: «Окей, отлично. Я жду. Покажите. Я похлопаю. Будет здорово». Обычно на этом всё заканчивается. Одно дело сказать, а другое всё-таки взять и самому что-то сделать. Чтобы что-то сделать, нужно минимум это безумно любить. Потому что сложностей будет нереальное количество, начиная от психологических… потому что ты понимаешь, что против течения плывёшь.

— 19 лет — это достаточно юный возраст. Кто вас поддерживал, когда вы «плыли против течения»?

— Инициативу поддержали моя мама, отчим. Но это не было таким моментом, как «вот тебе, доченька, зал, вот какие хочешь люстры, камин». Нет, это совершенно не так. Была история в том, что если ты хочешь действительно в таком варианте пробовать, попробуй, пожалуйста. Но для этого нужно арендовать какое-то помещение, попробовать набрать людей туда. Нужна первичная реклама, объявления, которые тогда были в газете. Я принципиально хотела заниматься только с девушками и женщинами. Это было моё решение, потому что я видела, что для них это зона комфорта, как и для меня.

— Вы многодетная мать. Как вам удаётся совмещать любимое дело, бизнес и семью?

— Иногда тяжело соблюдать баланс. А человек, который задумывается только о нем и направляет свою энергию только на его достижение, в результате баланса и не достигает. Рисование кругов жизни и треугольников — это вообще не моя тема. Коучи — тоже. У меня всё построено на собственных ощущениях. Да, студия требовала большого внимания. Были моменты, когда приходилось приходить сюда к 6.30 утра и уходить в полпервого ночи. И это нужно было для развития студии, ее рентабельности. В этот момент ты приходишь домой и чувствуешь вину, сожаление, думаешь, какая я плохая мама. И тогда начинаешь заниматься детьми… Но другие дела тоже требуют твоего внимания. В студии очень много хозяйственных вопросов помимо красивых движений. Приходится как руководителю заниматься такими моментами, которые в итоге останутся за кулисами. Для девушек соло латина должна оставаться исключительно красивой сказкой, поэтому все «завхозные» дела я всегда оставляю за кадром. Чем проще все будет казаться, тем лучше для девушек. Им, как и всем людям, не хватает ощущения воздушности, сказочности и простоты. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, да — я часто чувствую, что перекос идёт в семью, что студия бесхозная, я плохой руководитель… Хочу, чтобы это дело развивалось, и развиваю его по мере своих возможностей. Иногда опускаются руки, но достаточно войти в зал человеку, который смотрит на меня горящими глазами… И я понимаю, то что я делаю, кому-то нужно. Как в стихотворении у Маяковского.

— В Хабаровске 19 марта состоится масштабное событие для всех любителей латиноамериканских танцев «IX МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРНИР по СОЛО ЛАТИНЕ “КУБОК “БАЛХАУСА 2023” (0+). Как родилась эта идея? Оно востребовано среди хабаровской публики?

— О самом факте турнира мечтали очень долго. Первый кубок “БАЛХАУСА” (0+) состоялся в 2015 году. Конечно пришли к нему не сразу. На меня неизгладимое впечатление произвело, что соревнование по спортивным бальным танцам называлось “Кубок Спартака” (18+). Это был очень престижный турнир, в котором состязались именитые клубы, вносящие немаловажный вклад в развитие танцевального спорта, на нем работали тренеры с большой буквы. В этот момент я поняла, что студии то уже 5 лет и хочется, чтобы твои девушки танцевали не просто на каких-то хореографических фестивалях с другими направлениями…
— На предстоящий турнир у нас заявлены Сахалинская область, Иркутская область, Приморский край и Хабаровский край. Много клубов-участников. В целом по программе получается около 500 участников.

— Кто определяет лучших?

— На турнире, как и в спортивных бальных танцах, у нас действует жюри, в котором состоят аттестованные судьи. Причём мы специально, чтобы не терять связь со спортивными бальными танцами и не уходить в уровень ниже любительского, часто и сотрудничаем с судьями из профессионального танцевального спорта, именно парного. А потому подход к организации мероприятия максимально серьезный и мы будем рады видеть не только любителей спортивных бальных танцев, но и тех, кто хочет посмотреть на настоящее искусство танца.