В последние дни в Омске несколько раз возникала аварийная ситуация с водоснабжением. Но мы видели аварийные бригады омского водоканала, которые круглосуточно трудились над устранением нештатных ситуаций.
За разъяснениями о том, что произошло, мы обратились к генеральному директору «Росводоканал Омск» Павлу Козлову.
Удар по трубам.
Нина Савельева, omsk.aif.ru: Павел Гаврилович, расскажите о происшедшей ситуации и почему март ознаменовался большим количеством повреждений на водопроводных сетях?
Павел Козлов: По итогам гидроудара, случившегося в ночь на 2 марта на водопроводной насосной станции «Октябрьская», мы зафиксировали 23 повреждения, из них шесть наиболее значимых. Это повреждения на магистральных водопроводах на ул. Богдана Хмельницкого и проспекте Космическом, повреждение трубопроводов на ул. Пархоменко и Октябрьской, утечка на ул. Аносова и повреждение на 20 лет РККА.
Работы по устранению этих повреждений проводились параллельно с 2 по 6 марта. Бригады работали круглосуточно, персонал привлекали дополнительно — на устранение повреждений направлялись бригады других производственных подразделений предприятия.
— Горожане жаловались на большее количество повреждений, а вы говорите, что их было всего два десятка?
— Повреждений, вызванных гидроударом, было 23. Остальные произошли по другим причинам. Поясню, для ранней весны характерно глубокое промерзание грунта, происходит движение пластов, это является основной причиной повреждения трубопроводов в этот период времени.
Ситуация осложняется ещё и тем, что выход воды на поверхность происходит не в месте повреждения трубопровода, а на удалении — вода может пройти под землёй 10−20 метров и только потом выйти на поверхность. Соответственно, увеличивается и время устранения повреждений в это время года.
Как правило, почувствовать это могли только жители верхних этажей многоквартирных домов в часы пикового разбора воды. А там, где работы произвести без отключения невозможно, периоды отсутствия ресурса не превысили 8−10 часов. По возможности предупреждали омичей о работах.
— Сейчас количество повреждений велико?
— Каждый день бригады выезжают на устранение от 3 до 7 повреждений. Это средняя цифра, которая есть в любой год.
Устранили — восстановили.
— Как будете восстанавливать благоустройство?
— К работам по восстановлению благоустройства приступали сразу после устранения повреждений. Оперативно подавали заявки в УДХБ на очистку дорог от последствий подтопления, бригады очищали трамвайные пути на улице Богдана Хмельницкого, чтобы быстрее восстановить движение трамваев по привычному для омичей маршруту.
На сегодня совместными усилиями УДХБ и омского водоканала проведена очистка наледи и уборка более чем по 30 адресам. Хочу обратить внимание: независимо от даты повреждения, при работах на водопроводных сетях нарушенное благоустройство мы восстановим в сроки, предписанные Решением Омского городского совета.
— Расскажите, каков порядок восстановления благоустройства?
— Работы, проводимые в осенне-зимний период, должны быть восстановлены в зимнем варианте, то есть производится обратная засыпка котлованов грунтом, а в местах, где был нарушен асфальт, отсыпается щебнем. До 1 июня должно быть восставлено благоустройство в полном объёме — это укладка асфальтобетонного покрытия, установка бордюров и тротуаров.
— Жители жаловались на затопленные подвалы многоквартирных домов, пострадали и частные. В результате утечек на придомовых территориях образовалась наледь. Как быть в этом случае?
— Если вода в подвале возникла в результате утечки на сетях омского водоканала, мы приезжаем на место и производим откачку воды. В частности, воду из подвала дома на улице 75-й Гвардейской Бригады откачали 11 марта. А 13 марта наши специалисты с представителем управляющей компании повторно проводили комиссионное обследование. При наступлении плюсовых температур воздуха уберём излишки воды за этим домом.
Владелец частного дома 13/9 на улице Аносова попросил помощи в расчистке от наледи въезда во двор. Эту помощь оказали, работы провели 13 и 14 марта. Повторюсь, работы проводили и проводим. На обращения горожан реагируем, если есть жалобы, выезжаем, повторно проводим уборку.
Установим новое оборудование.
— А как насчёт установки специального оборудования на станциях, чтобы не допустить впредь такой ситуации?
— Эти работы ведутся. Осенью прошлого года провели расчёты с потенциальным поставщиком оборудования именно для насосной станции «Октябрьская». На насосной станции «Советская» в 2021 году установили клапаны, в течение года анализировали результаты их применения. В текущем году запланирована установка подобных клапанов на насосной станции «Октябрьская». Работы эти мы ведём и не останавливали их. К вопросу окупаемости оборудования, по нашим расчётам этот срок составит немногим более года.
— В социальных сетях в начале марта было видео, что водитель такси сломал ногу, пытаясь вытолкнуть застрявшую машину на перекрёстке улиц 19-я Амурская и 33-я Северная. Кто компенсирует ущерб пострадавшему в этом случае?
— Утечка на 19-й Амурской — это повреждение на частных водопроводных сетях. В этом случае ремонт трубопровода и уборку территории должен провести собственник сетей.
— А это значит, что не все городские сети обслуживает омский водоканал?
— Да, верно. Омский водоканал эксплуатирует городские водопроводные и канализационные сети и сооружения. Кроме этого, в городе есть частные, ведомственные и бесхозные сети. Эти трубопроводы мы не обслуживаем.