За машинами усилят наблюдение

Источник: Коммерсантъ

В Нижегородской области в 2023—2025 годах появятся 117 новых комплексов фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения, на которые в бюджете заложено более 400 млн руб. Об этом директор подведомственного областному правительству Центра развития транспортных систем (ЦРТС) Артем Бафанов доложил на заседании комитета по транспорту в региональном заксобрании. По его словам, в управлении Госавтоинспекции уже предложили варианты установки новых камер в местах с наибольшей концентрацией ДТП. Сейчас в регионе насчитывается 43 очага аварийности. В первом квартале 2023 года количество нарушений выросло на треть, до 44 тыс. случаев.

«Для сравнения: в 2021 году водителям выписали 1,8 млн постановлений о нарушении правил, в 2022-м — почти 2 млн. Не всегда это происходит по причине превышения скорости, это не 100% нарушений», — отметил господин Бафанов. При этом аварии часто происходят не только в отсутствие камер, но и из-за недостатков некоторых дорожных участков. В таких случаях к решению проблемы подключается областное Главное управление автомобильных дорог.

Система фото- видеофиксации нарушений ПДД включает 375 стационарных комплексов, 100 передвижных и четыре мобильных комплекса российского производства.

Параллельно ЦРТС внедряет единую платформу управления транспортной системой региона. Один из ее модулей позволяет в постоянном режиме получать сведения о новых аварийных участках. Совмещенное с базой ГИБДД, программное обеспечение анализирует эффективность работы дорожных камер и предлагает варианты их дислокации в самых проблемных местах. Также в регионе тестируется новое оборудование, но принимаются далеко не все предложения разработчиков. Например, мобильный комплекс «Автоураган» для фиксации нарушений парковки не прошел испытания и был отправлен на доработку, отметил Артем Бафанов.

По его словам, тестирование камер на разных участках уже приносит плоды в части разгрузки дорог. Они помогли освободить от машин остановки общественного транспорта в районе Московского вокзала в Нижнем Новгороде. Кроме того, в мае начнутся испытания новых мобильных комплексов в антивандальном корпусе, которые в перспективе могут заменить камеры-треноги, которые ЦРТС арендует.

Также господин Бафанов отметил эффективность дорожных камер при рассылке «писем счастья».

В автоматическом режиме камеры фиксируют далеко не все нарушения: в основном на них попадает превышение скорости и выезд на встречную полосу. Другие нарушения сотрудникам ГИБДД приходится отслеживать на экранах самостоятельно.

На трех «выделенках» на Окском съезде, проспекте Гагарина и Советской улице в Нижнем Новгороде в первом квартале насчитали 14 тыс. нарушений.

«Все они отрабатываются в ручном режиме. К сожалению, увеличить штат сотрудников невозможно из-за запрета его расширения. Даже если число комплексов будет увеличено в три-четыре раза с разными составами правонарушений, физически их просто никто не будет отрабатывать», — подчеркнул Артем Бафанов.

На проблему нарушений на выделенных полосах обратил внимание председатель комитета Владимир Солдатенков. Он привел пример, что на такую полосу вдоль Горьковского автозавода «лезут все», а камеры там нет. При этом ранее ЦРТС сообщал, что в Нижнем Новгороде в ближайшие два года появятся еще 17 полос для общественного транспорта. Господин Солдатенков подчеркнул и отсутствие в городе камер для фиксации выезда за стоп-линию. Тем временем средства от сбора штрафов должны пополнять дорожный фонд региона, поэтому систему камер необходимо развивать, уверен депутат.

По его мнению, падает эффективность мобильных «треног», о которых водителей предупреждают дорожные знаки и места дислокации которых необходимо менять, чтобы автомобилисты не привыкали.

Депутат думы Нижнего Новгорода Станислав Прокопович добавил, что недалеко от Чкаловской лестницы в центре города находится камера-муляж, о которой все знают и часто переходят или переезжают на самокатах проезжую часть в неположенных местах. На это господин Бафанов заметил, что адреса установки и ротацию камер регламентирует ГИБДД, которая теперь больше ориентируется на превентивные меры и работу мобильных камер в темное время суток. Поэтому властям, депутатам и дорожной полиции следует чаще и теснее обсуждать вопросы работы системы видеонаблюдения, добавил директор ЦРТС.

Рассуждая о перспективах ее работы, господин Прокопович привел пример регионов России, где тестировали дорожные камеры, работающие с дронов.

Депутат полагает, что наблюдение за дорожной ситуацией с высоты может быть более эффективным. В ЦРТС не исключают, что подобные технологии могли бы появиться в Нижегородской области, однако стандарты дорожных квадрокоптеров на законодательном уровне пока не регламентированы.

Роман Рыскаль